Структура образовательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения



Дата20.05.2018
Размер33 Kb.
ТипРешение

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Демиденко О. П.

Доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» факультет «Психологии», г. Ставрополь, Россия

K-psycho-kpp@stavsu.ru

Решение насущных проблем обра­зования невозможно без глубокого ос­мысления современной образователь­ной ситуации. Качество научных и практических результатов во многом зависит от используемых поня­тий и категорий, применяемых нами в процессе исследования, конструиро­вания и проектирования образования.

Термин «пространство» имеет дли­тельную историю употребления в социально-гуманитарных дисциплинах: философии, социологии, психологии, социальной психологии, педагогики.

В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия «образовательное пространство»:

— как «пространство мира взрослых» (И. С. Кон, М. В. Осорина);

— как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах детской деятельности — «игровое пространство», «познаватель­ное пространство», «художественное пространство», «пространство детства» (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);

— как стратегическая основа государственной системы образова­ния, как область функционирования государственных образовательных стандартов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);

— как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной систе­мы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);

— как коммуникация в условиях личностно ориентированного об­разования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).

Важным компонентом интересую­щего нас понятия является процесс взаимодействия человека с образова­тельной средой, (образовательное пространство характеризует процесс социализации ребенка, следует указать, что социальная среда – это по природе своей хаос, живая реальность), который может пред­ставлять как систематизируемый, так и принципиально не систематизируе­мый характер.

Образовательное пространство мо­жет рассматриваться в качестве фор­мы процесса образования, содержание которого характеризуется взаимодей­ствием образующегося с образователь­ной средой. Осмысление образователь­ного пространства как формы позво­ляет изменять содержание, тем самым устанавливается рефлексивная зависи­мость между формой и содержанием.

В этом контексте образовательное учреждение выступает как форма орга­низации такого пространства. Оно представляет собой комплекс правил и норм, регламенти­рующих образование, определяющих порядок разворачивания образователь­ного пространства человека. В исследованиях последних лет прослеживается идея ведущей роли гармонично организованной образовательной среды как "источника", "простран­ства жизнедеятельности", питающего развитие лич­ности. Речь идет об образовательном развивающем пространстве, способствующем самостоятельному движению обучающегося, воздействуя на его значимые ценности. Ценности выступают как смыслообразующая основа человеческой жизни, и для личности обозначают все то, что затрагивает его как субъекта - его развития и саморазвития, целеполагание и избирательность, его свободу.

Участники образовательного процесса постоянно соприкасаются с нормами, оценками, идеалами, непосредственно связанными с ценностными ориентациями личности, выражают внутреннею организующую, направляющую, регулирующую поведение индивида роль.

Возвращаясь к определению понятия «пространство», исходя из общефилософской природы этого педагогического явления, образовательное развивающее пространство следует считать педагогически организованной формой бытия социализирующейся личности. Образовательное развивающее пространство включает в сложные и разнообраз­ные взаимосвязи достаточно определенные атрибуты:

— материально-вещную среду (территории и природные объекта помещения для разнообразной деятельности, оснащение и оборудова­ние, в том числе книги, технические и мультимедийные средства);

— образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошколь­ные образовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреж­дения культуры и дополнительного образования, общественные орга­низации, спортивные, досуговые учреждения);

— источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты;

— содержание образовательного пространства (социальный опыт «закодированный» в содержании обучения, в играх, в художественной деятельности, спорте, детской и молодежной субкультуре);

организацию образовательного пространства (режим, организа­ция времени и регламентация жизни участников образовательного про­странства, способы соорганизации участников образовательного про­странства и формы самоуправления, нормы, заповеди, сложившаяся система власти и управления, сложившиеся меры дисциплинирования).

Такие разнообразные атрибуты образовательного развивающего пространства объ­единяются общим культурным основанием.



Образовательное про­странство всегда несет в себе образ человека культуры, но предъявляет его не императивно, а в реальном взаимодействии взрослых и детей. Поэтому нельзя понимать педагогическое пространство как односто­роннее влияние специально организованной педагогической среды. Функциональную природу образовательного развивающего пространства определяет педагогическое взаимодействие. Обучающийся не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сам на них действует, обуславливая состояние образовательного пространства.
Каталог: WordDocs
WordDocs -> Старость является социальным феноменом – только социальные отношения с устойчивыми элементами взаимопомощи делают старость воз
WordDocs -> Синергетический подход и проблема развития субъектности личности
WordDocs -> Проблема абстрактного в контексте психолингвистики
WordDocs -> Лингвистический анализ метапоэтических стихотворений Востокова
WordDocs -> Социально-политическая интерпретация традиционализма
WordDocs -> К проблеме выделения единицы анализа риторического дискурса
WordDocs -> Лисицына Евгения Викторовна
WordDocs -> Организация конструктивных взаимодействий в педагогическом процессе начальной школы как показатель оптимизации межличностных в
WordDocs -> В последние годы учёными часто поднимается вопрос о качестве российского образования в высшей школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница