Стратегия демографического развития муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на период до 2025 года



Скачать 220.63 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2018
Размер220.63 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3



Стратегия демографического развития

муниципального образования «Мелекесский район»

Ульяновской области на период до 2025 года

Димитровград

2014
Содержание





стр.

Введение

3

1. Общие положения

4

2. Современная демографическая ситуация и тенденции её развития

5

3. Цели и задачи демографического развития на период до 2025 года

9

4. Основные направления демографического развития на период до 2025 года

10

5. Механизм реализации Стратегии

14

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

17

7. Информационное обеспечение реализации Стратегии (медиаплан)

17

8. Примерный план (дорожная карта) реализации Стратегии

19

Введение
Демографическое развитие муниципального образования основывается на управлении двумя его важнейшими характеристиками: численностью населения и его демографической структурой.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основе информации о демографических процессах. На основе этой информации органы местного самоуправления планируют объёмы муниципальных услуг, деятельность муниципальных учреждений, вносят изменения в бюджеты, социальную политику, определяют приоритеты в финансировании различных проектов.

Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на две группы: статические показатели, фиксируемые на определённые момент времени, и динамические показатели. К статическим показателям, в частности, относятся общая численность населения, количество трудоспособного населения, возрастно-половая структура населения, образовательный уровень, квалификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безработицы, уровень и качество жизни. К динамическим показателям относятся: изменение перечисленных статических показателей, показатели рождаемости, показатели смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и другие показатели.

Демографическая структура населения муниципального образования зависит от возраста поселения, его производственной специализации, характера миграционных процессов. Демографическая структура населения городских поселений отличается от структуры населения сельских поселений. Специфической особенностью сельской демографической структуры является сравнительно невысокая доля жителей в возрастном диапазоне 20-30 лет, что объясняется ограниченными возможностями карьерного роста. На селе явно обнаруживается более активная миграционная роль женщин, что можно объяснить низкой востребованностью женского труда и неустроенностью быта, особенно остро переживаемых молодыми женщинами. В городах женщины чаще преобладают по численности, особенно в старших возрастных группах. Исключение составляют города с ярко выраженной производственной специализацией, а также молодые города с неразвитой инфраструктурой.

Документом стратегического планирования демографического развития муниципального образования является Стратегия демографического развития региона.

При подготовки Стратегии демографического развития муниципального образования необходимо определить желательный сценарий развития демографической ситуации исходя из сложившейся на период разработки ситуации и перспектив развития муниципального образования в соответствии с задачами Стратегии его социально-экономического развития. Особое внимание в Стратегии демографического развития следует уделить показателям, значение которых зависит от качества муниципального управления и муниципальных услуг.

Стратегия состоит из 8 разделов:


1. Общие положения.

2. Современная демографическая ситуация и тенденции её развития.

3. Цели и задачи демографического развития на период до 2025 года.

4. Основные направления демографического развития на период до 2025 года.

5. Механизм реализации Стратегии.

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии.

7. Информационное сопровождение реализации Стратегии.

8. План (дорожная карта) реализации Стратегии.



Все разделы Стратегии разрабатываются с учётом общей ситуации в муниципальном образовании и в разрезе по поселениям.





1. Общие положения Стратегии демографического развития муниципального образования

Стратегия демографического развития Мелекесского района на период до 2025 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер государственного управления, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение на этой основе демографической ситуации в Мелекесскм районе. Она опирается на положения Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года и направлена на определение приоритетов демографического развития области и механизмов их реализации.

Стратегия основана на общепризнанных принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Ульяновской области и иных нормативных правовых актах Ульяновской области.

Стратегия принимает во внимание особенности демографического развития Мелекесского района и основывается на Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Планом мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 367-р, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606.

В Стратегии проведён анализ современной демографической ситуации в Мелекесском районе, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическую ситуацию, направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.

Реализация основных положений Стратегии позволит повысить качество и уровень жизни населения Мелекесского района, управляемость демографических процессов в области.



2. Современная демографическая ситуация в муниципальном образовании и тенденции её развития
Современная демографическая ситуация в Мелекесском районе сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации и Ульяновской области в частности, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в районе является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.

Среди причин смерти значительную долю (более 60 процентов) составляют хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые и онкологические). Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (13,9 процентов) составляют внешние причины – случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Смертность населения обусловлена также распространением алкоголизма, наркомании, табакокурения.

Обращают на себя внимание показатели младенческой смертности. Она составила 6,8 промилле (3 ребенка) на 1000 родившихся живыми за 11 месяцев 2013 года, что на 33,3% выше аналогичного показателя прошлого года (2012 год – 5,1 промилле (2 ребенка), но на 19,0% ниже средне-областного показателя (в среднем по области за январь-ноябрь 2013 года – 8,4 на 1000 родившихся живыми).

В 2013 году в Мелекесском районе родилось 413 человек, прирост числа родившихся составил 7,2 процентов в сравнении с 2008 годом. В возрастной структуре смертности преобладают лица старше трудоспособного возраста – 65,3%, на долю лиц трудоспособного возраста приходится 33,5%.

Характер рождаемости в Мелекесском районе определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребёнка), откладыванием рождения первого ребёнка, увеличением числа неполных семей, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом внебрачной рождаемости. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, низкий уровень репродуктивного здоровья населения.

Современные параметры рождаемости все же существенно меньше, чем требуется для обеспечения воспроизводства населения, что ведет к старению общества. По Мелекесскому району доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения в 2013 году составила 26,2 процентов, в Российской Федерации – 12,9 процентов.

Резервом для увеличения рождаемости является: увеличение количества браков, уменьшение разводов и сокращение абортов. Следует отметить, что по сравнению с 2008 годом количество зарегистрированных браков в Мелекесском районе в 2013 году увеличилось на 8.5 процентов. В 2013 году по сравнению с 2012 годом по данным ЗАГСа наблюдается незначительное снижение числа зарегистрированных браков и увеличение числа регистрации расторжения брака на 26 случаев (на 17%). Если сравнивать число браков и разводов, то получается, что каждая пара, идущая в ЗАГС заключать супружеский союз, намерена его расторгнуть.

Характерным фактором изменения численности населения Ульяновской области является миграция. Согласно статистическим данным по миграции, число прибывших в Мелекесский район за январь-ноябрь 2013 года составляет 412 человек, число выбывших — 481. Соответственно, прирост населения составляет (-) 69.

Векторы миграционного оттока населения из Мелекесского района Ульяновской области в последние годы, направлены в города Москву, Санкт-Петербург, Московскую область и в регионы Приволжского Федерального округа – Нижегородскую и Самарскую области, Республику Татарстан.

Демографические показатели свидетельствуют о возможности появления положительных тенденций в демографическом развитии Мелекесском районе при условии реализации мер, направленных на поддержку семей с детьми, укрепление здоровья населения, оптимизацию миграционных потоков.

Анализируя данные за период с 2008 по 2013 годы, можно сделать вывод, что на территории Мелекесского района наблюдается рост рождаемости и устойчивое снижение смертности. В 2013 году, по сравнению с предыдущим 2012 годом, по данным ЗАГСа смертность снизилась на 15 случаев.

В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, по данным ЗАГСа на территории Мелекесского района родилось на 26 малышей меньше.

Если в 2008 году в Мелекесском районе родилось 383 человека, умерло по различным причинам 702 человека, то в 2013 году данные показатели 413 человек и 624 человека соответственно.

Следует отметить, что во всех поселениях Мелекесского района смертность пока превышает рождаемость. Самая проблемная ситуация в МО в «Новоселкинское сельское поселение», здесь смертность превышает рождаемость на 80%.







3. Цели и задачи демографического развития муниципального образования на период до 2025 года
Цели и задачи демографического развития муниципального образования определяются исходя из проблем и перспектив развития демографической ситуации, выявленных в предыдущем разделе.

Целью муниципальной демографической политики является рост демографического потенциала муниципального образования. Реализация данной целевой установки может быть обеспечена в рамках направлений и мероприятий по укреплению здоровья и увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения за счёт внедрения современных технологий, направленных на снижение перинатальной, младенческой и материнской смертности, путём разработки эффективных медицинских технологий.

Важными факторами, оказывающими влияние на уровень и интенсивность рождаемости, являются изменения в процессах формирования семьи. В этой связи необходимо добиваться сокращения числа разводов и повышения числа браков, так чтобы соотношение браков и разводов имело благоприятную тенденцию.

В результате работы, проводимой в соответствии с межведомственными планами на основе федеральных, региональных и муниципальных программ по профилактике и снижению смертности, необходимо сокращать естественную убыль населения.

С учётом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в сфере социально-экономического развития основными целями демографического развития Мелкесского района до 2025 года являются: а) формирование в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения; б) изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (т.е. достижения демографического оптимума).


Задачами демографического развития Мелекесского района являются:
- оптимизировать тип воспроизводства населения за счет сокращения уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости - социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- обеспечить управление репродуктивным поведением («родовые сертификаты», «материнский капитал», национальный проект «доступное жилье»); 

- контролировать сальдо миграции, формировать адекватные экономическим потребностям района миграционные потоки.



Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий.
4. Основные направления демографического развития муниципального образования на период до 2025 года
Основные направления демографического развития муниципального образования представляют собой перечень Стратегических мероприятий, направленных на стабилизацию положительных демографических тенденций (т.е. тенденций, способствующих демографическому развитию муниципального образования) и корректировку негативных тенденций с целью достижения плановых показателей демографического развития муниципального образования.

Решение задачи по снижению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счёт создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения медицинских организаций, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение медицинских организаций в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в медицинских организациях, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счёт повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счёт повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех её этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счёт перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счёт экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности от самоубийств за счёт повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счёт внедрения программ профилактики, а также за счёт скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулёза за счёт совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счёт применения новых инновационных технологий лечения;

внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.



Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорождённым детям за счёт развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорождённым детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся образовательных организаций начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных организаций.

Решение задач по укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, снижению уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшению качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями и инвалидов включает в себя:

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путём повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

обеспечение безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесённых заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Решение задачи по управлению репродуктивным поведением:

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребёнком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжёлыми условиями труда на новые рабочие места;

развитие системы услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте до 3-х лет;

создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;



Решение задачи в области укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений, включает в себя:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

реализация комплекса мер по снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодёжи, в том числе получение дошкольного, общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями (в городах и сельской местности);

создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребёнка, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



Решение задач в области контроля миграции, формирования адекватных экономическим потребностям района миграционных потоков включает в себя:

проведение профориентационной работы для учащихся выпускных классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи;

коррекция структуры профессионального обучения с учётом перспектив социально-экономического развития Мелекесского района;

формирование государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования в разрезе муниципальных образований Ульяновской области с привлечением работодателей и с учётом востребованности в экономике и социальной сфере региона;

привлечение трудовых мигрантов и создание условий для их интеграции в социум; формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и жителями Ульяновской области, как принимающей стороны; развитие сети молодёжных и семейных общежитий;

создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

содействие добровольному переселению соотечественников на место жительства в Мелекесский район;

привлечение квалифицированных специалистов на постоянное место жительства в Мелекесский район.



Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница