Стратегические направления сбережения нации и развития человеческого капитала в россии: информационный анализ на основе баз данных по социальным и гуманитарным наукам



Скачать 200.34 Kb.
Дата26.04.2018
Размер200.34 Kb.

Шемберко Л. В.

зав. сектором ИНИОН РАН

chemberko@mail.ru
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ НАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ БАЗ ДАННЫХ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ
Ключевые слова: информационный подход, базы данных по социальным и гуманитарным наукам, стратегии, сбережение нации, человеческий капитал, патриотизм, здоровье населения, РФ.

Keywords: information approach, databases on social sciences and humanities, strategy, saving the nation, human capital, patriotism, healthness, Russian Federation/
Основное богатство нашей страны — это ее люди, человеческий капитал, особый демографический генофонд, который характеризуется ярко выраженными особенностями. Современные дискуссии по проблемам сбережения нации, демографическим проблемам и, прежде всего, по проблемам рождаемости активно ведутся в нашей стране. Прошло более десяти лет с тех пор, как президент России В.В.Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию обозначил главную задачу - создать богатую и благополучную Россию, в которой сбережение нации было и остается ключевой задачей государства.1

Для определения стратегических направлений решения этой сверхсложной задачи в современных условиях международной нестабильности необходимо изучение результатов научных исследований, связанных с улучшением демографической ситуации, снижением смертности и разработкой эффективной миграционной политики.

Одним из наиболее эффективных методов исследования стратегических факторов решения этой сложной задачи все чаще становится информационный подход, который применяется во многих науках, прежде всего, как междисциплинарное средство анализа в социологии и лингвистике, психологии, философии, естествознании и науковедении. Информационный подход представляет метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, при использовании которого в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие их функционирование и развитие1. Данный подход отличается от других общенаучных подходов тем, что применяется в различных научных дисциплинах для изучения научной информации, собранной в базах данных (БД), с целью выявления ее динамики, обнаружения в научных исследованиях наиболее активных «точек роста», трендов и лакун. Он позволяет увидеть многие, казалось бы, уже хорошо изученные объекты, процессы и явления в совершенно новом свете. При этом информационный “срез” рассматриваемого явления часто оказывается настолько информативно емким и наглядным, что позволяет исследователю быстрее понять главные причины развития тех или иных процессов, в глубине которых, как правило, оказываются скрытыми именно информационные процессы.2 Как отмечал академик В.А.Лекторский, первостепенное значение информационные подходы имеют в процессах конвергенции таких четырех мегатехнологий, как нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии.3

Интенсивное развитие социальных и гуманитарных наук, рост количества публикаций всех видов привели к необходимости комплексного охвата и анализа информационных потоков, поступающих в базы данных Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, общий объем которых за 30 лет превысил 3,6 млн. записей. Анализ динамики и определение закономерностей формирования проблемно-тематического содержания информационных массивов, поступающих в отраслевые, сводные, специализированные и проблемно-ориентированные БД, позволяют определить тенденции и особенности изменения социальных и гуманитарных наук в целом и выявить актуальные направления научных исследований стратегического характера.

Информационный подход, который был использован при междисциплинарном поиске в БД научных работ по проблемам сбережения нации в России, позволил выявить такие базисные ценности, лежащие в основе сохранения российской нации, как справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, свобода и, прежде всего, личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью, соблюдение прав и свобод человека, сохранение религиозных традиций народов, убеждения и нравственно обоснованные жизненные принципы, единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп, честность как критерий личной и общественной морали, уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, патриотизм, солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность и жизнеспособность.

Результаты информационного поиска показали, что сбережение и умножение нации охватывает физическое и нравственное здоровье, моральное и материальное благополучие, социальную правду и общественное согласие, ликвидацию массовой бедности населения как социального явления, преодоление беспрецедентного сокращения коренного населения, создание условий для развития национальной инфраструктуры физической культуры и спорта. Так, например, поиск информации в БД по демографии и экономике позволил найти сотни документов, в которых рассматривается качество человеческого капитала, определяющее конкурентоспособность рабочей силы, российского бизнеса, производительность труда и состояния экономики в целом. Важно отметить, что в качестве основного критерия развития государства в научном исследовании1 предложен индекс развития человеческого потенциала как обобщающий показатель социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы. Этот индекс рассматривается в различных монографиях и научных статьях последних лет. Как известно, в 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index (HDI).2 С 2013 г. этот индекс называется «Индекс человеческого развития» и представляет интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.3 Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс человеческого развития позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

Среди научных публикаций, которые были найдены в отраслевых БД ИНИОН следует выделить те монографии и статьи, в которых этот индекс учитывает ожидаемую продолжительность жизни, удельный вес грамотных во всем взрослом населении, удельный вес учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, уровень благосостояния, измеряемый как ВВП на душу населения и пр. Важно при этом принять во внимание тот факт, что человеческий потенциал имеет две координаты: количественную и качественную.1

Научные исследования российских ученых предлагают комплексный подход к определению качества человеческого потенциала, прежде всего, с учетом следующих трех важнейших составляющих2: 1) характеристики, определяющие качество человеческого потенциала в части здоровья, от которых зависит физическая дееспособность граждан страны, а также характер процессов демографического воспроизводства и само существование населения; 2) все формы общего и специального образования, в том числе и подготовка специалистов высшей квалификации, формирование интеллектуального потенциала страны, создание основы творческой и инновационной деятельности, формирующейся в недрах развития науки и той части общества, которая занята научным трудом; 3) культурно-нравственный потенциал общества, включающий систему нравственных ценностей.

Содержательный анализ результатов поиска в БД по социальным и гуманитарным наукам показал, что человеческий потенциал как одна из важнейших тем исследования стратегий сбережения нации рассматривается в многочисленных работах российских и зарубежных исследователей. Например, комплексному изучению человеческого потенциала посвящена монография,3 подготовленная под руководством Б.Г.Юдина в Институте философии РАН. Особенности и условия преобразования человеческого потенциала в человеческий капитал описываются в работе А.В.Переверзевой.4 Указывается, что человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основным фактором экономического роста. Отмечается, что основой превращения человеческого потенциала в человеческий капитал в современной экономике является мотивация, которая может быть внешней и внутренней. В качестве другого весомого фактора выступает качество знания, носителем которого является индивид.

В статье В.А.Лапшина1 излагаются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала, делается обзор исследований в области изучения скрытых и формирующихся ресурсов человека, предлагается структура человеческого потенциала. В работе А.С.Подлужного2 концепция человеческого капитала представлена в интеллектуальной, экономической, культурной и духовной перспективах. А проблематика изменения инновационно-деятельностного потенциала человека в условиях "информационного" и техногенного улучшения человека рассматривается в статье А.В.Лапшина3.

Образование как показатель уровня развития человеческого потенциала и процессы, происходящие в современном российском образовании, описываются в работе А.В.Новиковой и А.В.Ярашевой.4 В статье С.Рыжова излагаются особенности перехода мировой экономики на инновационный технологический уклад на основе развития общественного интеллекта. Особое внимание при этом уделяется задачам технологического прорыва для России.5 Важно подчеркнуть, что общий перечень проблем, связанных с содержанием рассматриваемого понятия, теориями и концепциями его изучения, достаточно широк и во многом остается все еще дискуссионным.

За последние четверть века наша страна успешно прошла огромный путь. При этом выросло поколение людей, живущих в новой экономической реальности. В настоящее время необходима масштабная программы дополнительного образования для обучения молодежи, например, малому бизнесу, созданию стартапов, навыкам кредитования, вопросам регистрации компаний и пр. Для обучения молодых людей, которые хотят стать предпринимателями или смогут совсем скоро разработать и предложить инновационные стартапы придется искать новые методы обучения и новые методы организационного управления. Это связано не только с желанием молодежи быстро заработать деньги, но и с тем, что значительный интерес у современной молодежи стал вызывать не просто процесс зарабатывания денег, но и так называемое социальное предпринимательство, служение обществу. В связи с этим, как показывают результаты информационного поиска в БД ИНИОН, одна из стратегических тенденций последних лет заключается в смене ценностных установок молодежи и, прежде всего, установка на дематериализацию ценностей и переход на новые принципы принятия решений. Молодые люди начали рационально переходить на другие статусные символы, такие, например, как быстрое приобретение знаний, жизненного опыта и впечатлений в ситуации, когда серьезным образом усложняются жизненные условия человека. Под воздействием нарастающего ритма и напряженности современного производства очень сильно повышаются нервно-психические нагрузки. Кроме того, структурные трансформации экономики требуют от многих, особенно от людей молодого поколения, изменения профессии, места работы и места жительства. Наблюдается резкое снижение стабильности условий жизни и труда и, как следствие, изменение традиционных культурных и моральных ценностей.

И как следствие, среди других важных стратегических факторов, обеспечивающих сбережение нации, важно назвать такие, как патриотизм, любовь к родной земле, ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений, способность жертвовать личным ради общего блага.

Изучение результатов информационного поиска в пяти отраслевых базах данных ИНИОН РАН и анализ тематики научных работ, опубликованных в различных годы, позволили выделить следующие наиболее важные направления исследований в 1980-х гг.: определение категории патриотизма как моральной ценности, становление нового высшего типа патриотизма после Великого Октября и формирование патриотического сознания личности, изучение роли научного мировоззрения в формировании патриотического и интернационального сознания студенческой молодежи, разработка комплексного подхода для повышения эффективности интернационального и патриотического воспитания трудящихся и, прежде всего, молодежи и школьников.

В следующий период - десятилетие 1990-х гг. появляются такие новые направления исследований, как русский национальный патриотизм, патриотизм как неотъемлемая часть общественного сознания, патриотическое движение в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, уроки патриотического воспитания молодежи, государственный патриотизм и научно-технический прогресс, мифы и реальность патриотизма, исследование чувства патриотизмам в современной русской литературе, рост национального сознания представителей разных этнических групп, развитие идеи отчества в науке.

Проблемно-тематический профиль документов по проблемам патриотизма, включенных в различные отраслевые базы данных ИНИОН в ХХI в., характеризуется многоаспектностью и междисциплинарностью. Важно выделить такие новые направления изучения данной темы, как ментальная основа гражданского патриотизма в отечественной культуре, становление и развитие государственно-патриотической идеологии, конституционный патриотизм как альтернатива национализму, либерально-рыночный и национал-патриотический радикализм, патриология как наука и ее схемы, патриотическое воспитание молодежи нового века, молодежные объединения патриотической направленности в современной России,

Таким образом, если тридцать лет назад значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания, то, с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества. В некоторых научных работах патриотизм рассматривался как особое проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей. В целом истинный смысл патриотизма раскрывается чаще всего с духовной точки зрения, как важнейший элемент национальной идеи. Особое внимание в научных исследованиях уделяется изучению критериев и методик оценки результатов работы по патриотическому воспитанию граждан. Так, в монографии В.И.Лутовинова1 рассмотрены и проанализированы различные подходы к вопросам патриотического воспитания в современной отечественной науке, прежде всего, в педагогике, социологии и психологии, а также результаты научно-экспериментальной деятельности в некоторых научно-образовательных учреждениях, объединениях и клубах патриотической направленности ряда регионов России, в частности, Москвы, Волгоградской, Новосибирской, Свердловской, Томской областей, Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев. По мнению автора, проблема критериев является не только и не столько теоретической, сколько практической, поскольку без нее невозможно правильно ориентироваться в процессе выполнения задач по патриотическому воспитанию и особенно в оценке его конкретных результатов.

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению отечеству2: 1) формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития; 2) приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры страны и ее народов; 3) создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении; 4) уважение к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности; 5) развитие потребности в труде на благо общества и государства, формирование нравственно здорового образа жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе и др.

Поиск научной информации по проблемам сбережения (сохранения) нации в Научной Электронной Библиотеке (www.elibrary.ru), в фонды которой поступают информационные издания ИНИОН РАН (аналитические обзоры, рецензии, сводные обзоры, рефераты, переводы и пр.), позволил найти свыше 80 тыс. документов и определить такие наиболее важные стратегические направления исследований, как разработка системной стратегии сбережения здоровья населения (прежде всего, детей как богатства нации), факторы риска, определяющие качество человеческого потенциала, уровень жизнеспособности российской нации – важнейший критерий обеспечения безопасности государства, национальная идея современной России, качество жизни населения в условиях трансформации экономики и др.

В статье вице-президента ВЭО России, председателя Научно-практического совета ВЭО России, научного руководителя ФГОУ ВО «Финансовый университет при правительстве РФ» член-корреспондента РАН Д.Е.Сорокина отмечается1, что без стратегического плана невозможно прогрессивное социально-экономическое развитие страны. Научное сообщество призвано предложить Концепцию - комплекс ключевых идей, взглядов, принципов, дающих целостное представление о стратегической цели развития, этапах и способах ее достижения (с. 26).

В настоящем исследовании была сделана попытка показать возможность применения информационного подхода для изучения таких категорий, как человеческий капитал, патриотизм, здоровье населения. Результаты проведенных исследований чрезвычайно интересны, поскольку могут быть использованы для выявления перспективных направлений научных исследований, определения динамики роста вновь появляющихся трендов. Они также могут быть полезны не только с научной точки зрения, но и для практического применения, например, при разработке программ социальной политики.

Анализ результатов поиска научной информации по данной теме показал, что в современном обществе отношение к здоровью стало меняться: модно не курить, не злоупотреблять спиртным, не использовать наркотики, заниматься спортом. Большинство людей понимают, что только здоровье даст им возможность реализовать свои самые смелые планы, построить благополучность семью и иметь здоровых и желанных детей. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал1, что девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Неслучайно мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья. К сожалению, в суете будней, в безумном ритме современной жизни люди слишком часто забывают об этом, жертвуя своим здоровьем ради различных дел, планов и целей, и спохватываются лишь тогда, когда организм уже не выдерживает нагрузки. Проблемы здоровья человека, особенности сохранения здоровья детей подростков, вопросы глобального здравоохранения в настоящем и будущем рассматриваются в научной литературе, информация о которой содержится в отраслевых БД ИНИОН по экономике и демографии, правоведению и социологии, историческим наукам. Очень часто речь идет не просто о долголетии населения, а о населении активного, не стареющем.

Количество исследований, посвященных изучению старения и в особенности поиску факторов, определяющих успешное старение и активное долголетие, в течение последних десятилетий непрерывно увеличивалось. Следует отметить, что в западных странах ожидаемая при рождении продолжительность жизни на протяжении почти всего последнего тысячелетия увеличивалась благодаря непрерывному улучшению качества, условий жизни (в особенности доступа к чистым безопасным воде и пище), а также медицинского обслуживания. Установлено, что здоровое старение и долголетие людей определяются удачной комбинацией генетических и негенетических факторов. Результаты проведенных исследований показали, что вмешательства, изменяющие взаимодействие между генетическим профилем и окружающей средой, необходимы для определения шансов индивидуума на долголетие.

Межотраслевой поиск информации по проблемам здоровья в БД ИНИОН позволит найти огромное количество научных публикаций, посвященных результатам анализа здоровья населения и систем здравоохранения в различных странах мира1. Особый интерес для информационного обеспечения исследований по проблемам сбережения нации представляют монографии, статьи и авторефераты диссертаций, в которых рассматриваются демографические аспекты развития здравоохранения в России,2 роль феномена здоровья в контексте модернизации современной системы управления3, механизмы влияния социальных факторов на здоровье населения современной России4, социально-культурный феномен здоровья как философская детерминанта здравоохранительной политики государства,5 правовые вопросы охраны здоровья и медицинской помощи,6 а также вопросы медицинского туризма.7 Изучение этих и многих других информационных ресурсов по социальным и гуманитарным наукам позволяет принять решения – концептуальные, методологические, организационные – о том, как сберечь и приумножить здоровье населения, как противостоять психологическим и физическим стрессам, восстанавливать и сохранять душевное спокойствие и позитив, а также понять причины и способы профилактики многих заболеваний. Так, например, в России давно известно о лечебной силе музыки, которую активно применяют для лечения пациентов с расстройствами памяти, для реабилитации больных после инсультов, черепно-мозговых травм и других болезней, не связанных с головным мозгом. Ведь многие болезни, старение и преждевременная смерть человека происходят из-за нарушений первичной, то есть совершенной музыкальной гармонии в организме человека.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.)1 указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Пифагор создал особое ответвление этики, названное эвритмией. По-гречески это понятие означает уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармонию. Пифагор рассматривал способность человека находить верный ритм не только в каких-либо взаимодействиях с музыкой, но и во всех аспектах жизни (своих действиях, мыслях и пр.). Он полагал, что человек должен уметь находить верный ритм во всем - в пении, игре, танце, мыслях, поступках. Важно отметить, что Пифагор считал, что музыка - неотъемлемый компонент нормального функционирования государства, и именно она способствует развитию людей. А использование тех ритмов, которые «вскармливают» низшие потребности, приводит к всеобщему упадку.

Где бы мы ни находились, хотим мы этого или нет, нас постоянно сопровождают музыкальные ритмы: в детстве — колыбельные песни, любимая радиоволна в пробке, караоке у соседей. При этом мы не задумываемся об огромном влиянии этих ритмов на наш внутренний мир, на самочувствие и поведение2.

Необходимо вспомнить, что Платон, вслед за Пифагором, придавал огромное значение только музыке, помогающей человеку подняться до осознания себя частью этого мира, частью окружающих его людей. Однако парадокс современного общества заключается в том, что многие люди стремятся к улучшению жизни, стабильности, любви, счастью, но при этом чрезвычайно растет уровень агрессии, вражды и ненависти – в семье, коллективе, в отношениях между этносами. Но агрессия и злоба чаще всего исходит не от нас, а извне и, как следствие, возможность примирения сторон во многих ситуациях – в этнических и международных конфликтах, в коллективе или быту зачастую упирается в различные проявления агрессии и возгонку ненависти.

Устранить многие негативные явления помогает музыкальная психотерапия, о возможностях которых знают немногие. В монографии, посвященной целительной магии музыки описывается широкий круг проблем музыкотерапии: Почему музыка лечит? Что стоит в основе наших музыкальных предпочтений?3 Рассматривая звуки первородные, первобытные, звуки тела, звуки души, автор раскрывает особенности целительных нот и специфику музыкотерапии произведениями великих композиторов, которые могут храниться в банке данных музыкальных шедевров и применяться для лечения самых различных заболеваний.

В заключение следует отметить необходимость дальнейшего анализа стратегических направлений изучения проблем сбережения нации на основе информационного подхода, и, прежде всего, тех из них, которые связаны с созданием социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира, а также сохранением и развитием культур и языков народов Российской Федерации. Ведь с исчезновением языка исчезает и народ, поскольку именно общность языка является одним из основополагающих определений нации. Именно язык играет ведущую роль в самосохранении народа, именно язык отличает нас друг от друга. И, безусловно, актуальной остается сверхзадача – вырастить новое поколение здоровым, а не только продлить долголетие старшего поколения, используя различные традиционные и современные средства.



1 http://kremlin.ru/events/president/news/35528

1 Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба / ВИМИ. – М., 1998. - Вып. 1(102). - С. 3-17.

2 Колин К.К. Информационный подход в методологии познания. - http://do.gendocs.ru/docs/index-318408.html

3 Информационный подход в междисциплинарной перспективе. - http://vphil.ru/index.php?option=%20com_content&task=%20view&id=103

1 Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России. - http://spkurdyumov.ru/forecasting/kachestvo-chelovecheskogo-potenciala-v-sovremennoj-rossii/

2 http://www.un.org/ru/ga/undp/

3 http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi

1 Римашевская Н. М. Социальная политика сбережения народа // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2010. – № 5 (110). – С. 75-82.

2 Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в ХХI век // Пробл. прогнозирования. – М., 2001. – № 3. – С.34-48.

3 Человеческий потенциал как критический ресурс России / Рос. акад. наук, Ин-т философии: Отв. ред. Б.Г.Юдин. – М.: ИФРАН, 2007. – 175 с.

4 Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. 2011. - С. 449-456.

1 Лапшин В. А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. - № 1. – С. 259–263.

2 Подлужный A.С. Человеческий потенциал как предпосылка человека будущего // Концепции постчеловека в философии и технонауке. – Белгород, 2016. – С. 198-204.

3 Лапшин В.A. Проблематика изменения инновационно-деятельностного потенциала человека в условиях "информационного" и техногенного улучшения человека // Концепции постчеловека в философии и технонауке. – Белгород, 2016. – С. 51-57.

4 Новикова A.В.; Ярашева, A.В. Образование как показатель уровня развития человеческого потенциала // Право и образование. – М., 2016. – № 1. – С. 4-11.

5 Рыжов, С. Наращивание человеческого капитала - главный вектор развития мировой экономики // Общество и экономика. – М., 2015. – № 5. – С. 62-71.

1 Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. - http://smolpedagog.ru/article%2065.html

2 Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: Теорет.-методол. и прикл. основы / Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. и др.; Под общ. ред.: Дармодехина С.В., Быкова А.К.; Гос. НИИ семьи и воспитания. - М., 2007. - 327 с.

1 Сорокин Д.Е. Стратегия для России. Третья попытка // Научные труды Вольного экономического общества России. – М.: Общественная организация «Вольное экономическое общество России», 2016. - Т. 197. – С.26-36.

1 http://lgroutes.com/Famous/Philosopher/Schopenhauer_aphorism.html

1 Здоровье населения и системы здравоохранения в мире // Садовая Е.С., Сауткина В.А. Трансформация принципов современного мироустройства: социальный аспект. – М., 2015. – С. 123-135.

2 Aганбегян A.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков. – М.: Дело , 2016. - 191 с.

3 Дартау Л.A., Сырцова Л.Е. Роль феномена здоровья в контексте измерения социальной реальности // Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития. – М., 2014. – С. 506-512.

4 Боровкова О.Э. Механизм влияния социальных факторов на здоровье населения современной России: Автореф. дис. канд. наук; Социологические науки: 220004 / Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград, 2016. - 29 с.

5 Билалова Л.М.; Иванова О.М. Социально-культурный феномен здоровья как философская детерминанта здравоохранительной политики государства // Социал.-гуманит. знания. – M., 2014. – № 10. – С. 132-139.

6 Колесников Е.В., Литовкина М.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации как конституционная ценность // Право и политика. – М., 2016. – № 2. – С. 167-177.

7 Веселова Э.Ш. Медицинский туризм - бизнес на путешествиях с пользой для здоровья // ЭКО. – Новосибирск, 2016. – № 3 (501).– С. 142-164.

1 Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. – СПб.: Азбука-классика, 2007.– 464 с.

2 Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

3 Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб.: Респекс, 2000. – 224 с.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница