Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи



Скачать 49.79 Kb.
страница1/2
Дата26.05.2018
Размер49.79 Kb.
ТипИсследование
  1   2

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЗАДАЧИ

КАК КЛАСС НИСХОДЯЩИХ ВЛИЯНИЙ НА ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА*
М.В. Фаликман, Е.В. Печенкова

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва



falikman@online.ru e_v_pech@mtu-net.ru
* Исследование поддержано грантом РФФИ № 03-06-80191
В понятийном строе современной когнитивной науки понятия нисходящей (top-down) и восходящей (bottom-up) линий переработки информации фиксируют различение вклада субъ­екта и воздействующей на него стимуляции (объекта) в процесс познания. Представление о двух «потоках» переработки информации складывалось на основе тех же метафор познания, что и когнитивная наука в целом. В рамках информационно-компьютерной метафоры две образующих процесса познания рассматриваются соответственно как концептуально ведомая (или ведомая схемами) переработка информации и переработка, ведомая данными [5]. Согласно биологически ориентированным иерархическим метафорам познания (соотносимого, например, с иерархией мозговых структур), по восходящей линии осуществляется воздействие структур нижележащего уровня на вышележащий, а по нисходящей – в обратном направлении.

Проблема взаимодействия восходящей и нисходящей линий переработки информации в ходе построения перцептивного образа включает два аспекта, один из которых затрагивается главным образом в контексте проблем психологии восприятия, тогда как второй – преимущественно в исследованиях перцептивного внимания. Это (1) вопрос о сравнительном вкладе высокоуровневых и низкоуровневых процессов (или «данных» и «схем») в построение образа объекта и (2) вопрос о соотношении восходящих и нисходящих влияний на эффективность процесса решения перцептивной задачи.

Нисходящие влияния на процесс построения образа включают влияние прошлого опыта субъекта, его представлений о мире, целеполагания и собственных усилий в плане решения поставленной перцептивной задачи на ход обработки поступающих «данных». Сюда могут быть отнесены и процессы мотивационно-эмоциональной регуляции решения познавательных задач, традиционно изучаемые отечественными исследователями мышления [12], но нечасто затрагиваемые в исследованиях восприятия и перцептивного внимания [однако см. 4].

Нисходящие влияния могут как осознаваться человеком, так и оставаться неосознанными. Неосознаваемые влияния различных форм прошлого опыта и представлений об окружающей реальности на процесс решения перцептивной задачи сводятся к двум широким классам феноменов – явлениям прайминга (неосознаваемого влияния предшествующей встречи со стимулом на ход решения задачи относительно данного или схожего стимула) [6] и контекстуальной подсказки (влияния знания о контексте, в котором может встретиться стимул, на эффективность поиска этого стимула) [2]. Адекватным критерием для классификации неосознаваемых нисходящих влияний нам представляется род сходства между предшествующим стимулом и стимулом, включенным в выполняемую человеком перцептивную задачу: сходство по отдельным физическим признакам, физическая идентичность целостных объектов, смысловая связь, сходство контекстов и т.д.

Осознаваемые нисходящие влияния появляются в структуре перцептивного процесса в том случае, когда этот процесс становится произвольным, когда субъект ставит перед собой определенную задачу – «цель, данную в определенных условиях» [8, с.107]. Так, при решении задач зрительного поиска на скорость и успешность выполнения задачи влияет степень осведомленности испытуемого о целевом объекте, в соответствии с которой формулируется цель (напр., [1]). Осознаваемое влияние предварительной информации о тех объектах и событиях, относительно которых поставлена перцептивная задача, может также выступать в форме направленного ожидания или использования каких-либо из имеющихся условий в качестве средств решения задачи. Например, решению задач зрительного обнаружения часто способствует эндогенная подсказка, заключающаяся в указании испытуемому на возможное место появления целевого стимула посредством условного обозначения (стрелки), предъявляемого в точке фиксации. Если такая подсказка оказывается верной лишь с некоторой вероятностью, то от самого субъекта зависит, использовать или не использовать ее в качестве средства выполнения задачи [3]. Принятие подобного решения выражается в осознанных нисходящих влияниях, которые могут быть отнесены к особому виду – явлениям стратегической регуляции решения перцептивной задачи. Процессы стратегической регуляции ведут к перестройке функциональной системы, которая, в свою очередь, позволяет изменить эффективность решения перцептивной задачи на основе предыдущих попыток решения или предвосхищаемых результатов предстоящей попытки.

Мы определяем стратегию как «осознанный способ построения или применения испытуемым системы средств решения задачи» [9]. Операциональный критерий, позволяющий определить, использовалась ли в данной попытке решения задачи та или иная стратегия – переформулирование испытуемым цели выполняемой задачи с включением в цель способа ее достижения. Один из самых известных примеров такого рода влияний на процесс решения перцептивной задачи обычно описывается как произвольное переключение и распределение внимания. Они осознаются субъектом тогда, когда процессов восходящей переработки информации или неосознаваемых нисходящих влияний оказывается недостаточно для успешного выполнения задачи. Примером могут служить двойные задачи, требование которых заключается в выполнении двух задач одновременно или последовательно, но в пределах очень краткого временного интервала [13], а также задачи, требующие точной оценки пространственных или временных отношений между событиями на интервале до 500 мс [10].



Как правило, оберегая чистоту эксперимента, исследователи стремятся воспрепятствовать тому, чтобы испытуемые использовали какие-либо стратегии решения предлагаемых им перцептивных задач. Значительно реже сами стратегии становятся объектом исследования [11, 10], и в этом случае возникает проблема операционализации различения влияния цели на процесс решения перцептивной задачи и стратегической регуляции этого процесса, поскольку осознанное выстраивание системы средств для достижения поставленной цели предполагает изменение самой цели. Тем не менее, картина нисходящих влияний, все более активно исследуемых современными когнитивными психологами (см. [7]), представляется нам неполной без рассмотрения процессов стратегической регуляции перцептивной деятельности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница