Статус и роль философии в жизни общества



страница1/98
Дата14.01.2018
Размер1.91 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   98

СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Философия и мировоззрение.

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

У людей всегда существовали и существуют самые общие представления о мире, о его возникновении, закономерностях развития, о том, какое место в мире занимает человек, каков смысл его жизни, какие ценности должны определять человеческую жизнь, в соответствии с какими убеждениями должен действовать человек. Такие представления необходимы человеку для организации его деятельности, поведения, общения, для собственной самореализации, для определения жизненной позиции.

Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми.

Данное определение позволяет выявить три компонента в структуре мировоззрения:



1) Познавательный компонент включает наиболее общие представления и знания о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру, которые в совокупности образуют картину мира. Эти представления и знания дают ответы на вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении находится жизнь к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Также сюда относятся самые общие взгляды о том, что собой представляет общество, как оно устроено и функционирует, какова направленность изменений в обществе, предсказуемы ли эти изменения, свободен ли человек в выборе поступков и направленности деятельности. Данный компонент мировоззрения содержит в себе также представления о познавательном отношении человека к миру: как соотносятся между собой знания и представления людей с предметами окружающего мира, возможно ли адекватное отражение предмета в сознании людей, что такое истина.

2) Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Понятие «ценность» указывает на некое явление, важное и значимое с точки зрения человека и общества. Ценности охватывают многообразие природных и социальных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого или запретного, а также установки, оценки, запреты, которые закрепляются в общественном сознании и выступают ориентирами деятельности человека.

3) Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности. Правила и нормы поведения имеют своей целью воплотить представления людей о мире и ценности в деятельности человека. Важную роль в их реализации составляют убеждения, а также способность и готовность воплотить усвоенные знания и ценности на практике.

Также в структуре мировоззрения можно выделить два взаимосвязанных уровня: обыденное и теоретическое.



Обыденное мировоззрение

Теоретическое мировоззрение

формируется стихийно в процессе повседневного опыта многих поколений в различных сферах жизнедеятельности

формируется сознательно и целенаправленно в процессе интеллектуально-познавательной деятельности (наука, философия, религия)

основано на здравом смысле; отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений

основано на абстрактном мышлении; отражает мир посредством понятий, теорий, концепций


отражает реальность на уровне знания явлений и связей между ними

объясняет реальность на основе знания причин и закономерностей

отсутствуют системность и единство

присутствуют системность, целостность, завершенность

В истории развития человеческого общества можно выделить три основные типы мировоззрения:

- миф;


- религия;

- философия.



Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное, а также на установке, согласно которой мир рассматривается как единое целое: сверхъестественные существа являются неотъемлемыми частями природы, обитают в ней и могут непосредственно общаться с людьми и другими природными существами.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный. При этом природный мир рассматривается как зависимый от сверхъестественного мира: Бог вечен – природа сотворена им и существует временно; Бог всемогущ – природа зависима во всех своих явлениях от Бога, Бог совершенен – природа несовершенна.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире и месте человека в мире. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и сформировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции. Основное отличие философии от мифа и религии заключается в том, что в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания.

Рациональный способ формирования философского мировоззрения, сближал содержание философии с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие относительного невысокого уровня развития научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально обоснованных знаний о мире. В 17-18 вв. происходит формирование самостоятельных наук, и в результате философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.



Каталог: images -> stories -> Philosophy
Philosophy -> Вопросы к экзамену по философии в рамках интегрированного модуля «философия»
stories -> Абстрактного имени Москва 1997 ббк 81
stories -> Вопросы по истории и философии науки (для всех специальностей)
Philosophy -> Социология – наука об обществе и социальном мире человека
Philosophy -> Учебный план лекционного курса Учебный план семинарских занятий Модуль Философия в исторической динамике
Philosophy -> Введение социология
Philosophy -> Методические указания по самостоятельной подготовке студентов к экзамену для эффективного освоения курса «Философии», в первую
Philosophy -> Контрольные работы по логике
Philosophy -> Контрольные вопросы к зачетному тесту по Этике (доц. С. М. Сороко) Где и когда возник термин «этика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   98


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница