Статья представляет собой попытку поиска в «Размышлениях о первой философии»



страница1/19
Дата01.02.2018
Размер0.78 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Абсолютный идеализм Декарта

© Стекольников Александр Анатольевич, 2015


Адрес: 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1, ЗИН РАН

E-mail: Alexandr.Stekolnikov@zin.ru, trombicula@mail.ru


Аннотация

Статья представляет собой попытку поиска в «Размышлениях о первой философии» Декарта предпосылок для построения системы абсолютного идеализма. Опора на волевой аспект акта сомнения, произвольно отрицающего все наличное содержание знания, включая как чувственные данные, так и чистые идеи, позволяет понять весь ход рассуждений в первых трех Размышлениях как путь к абсолютному знанию. Достоверное знание о собственном существовании в качестве субъекта действия мысли, полученное на первом этапе, достигает уровня абсолютного знания, включая в себя идею Бога, являющегося источником и моего бытия, и знания о нем. Однако затем Декарт заменяет свое оригинальное доказательства бытия Бога на стандартное онтологическое доказательство, что и приводит к появлению элементов дуализма в его трактате.


Ключевые слова: Декарт; рефлексивная онтология; абсолютное знание; онтологический аргумент

Оглавление


Введение 3

Борьба с очевидностью 4

Истинность утверждения «Я существую» 9

Знание себя как мыслящей вещи 11

Модусы мысли и тождество субъекта 13

Тождество предмета восприятия 15

Сущность предметного мышления 18

Знание о существовании мыслимого и мыслящего 20

Ясное и отчетливое понимание 22

Несовершенство мыслящей вещи и бытие Бога 25

О ненужности внешних вещей 28

Формальная причина объективной реальности 30

Идея Бога 32

Почему Бог не может быть обманщиком 35

Абсолютное знание и возможность заблуждения 37

Роковая ошибка Декарта 40

Воображение и существование тела 43

Возникновение дуализма и основания науки 45

Список литературы 46

Absolute idealism of Descartes

© Alexandr A. Stekolnikov, 2015
Zoological Institute RAS, Universitetskaya embankment, 1, Saint Petersburg 199034, Russia

E-mail: Alexandr.Stekolnikov@zin.ru, trombicula@mail.ru


Abstract

Present paper is an attempt to find prerequisites for the creation of an absolute idealistic system in the “Meditationes de prima philosophia” of Descartes. Basing on the voluntative aspect of the act of doubt, which wilfully negates all available knowledge including sensual data as well as pure ideas, it is possible to understand all the course of speculations in three initial Meditationes as a way to absolute knowledge. True knowledge on my own existence as an actor of thought, which was obtained at first step, reaches the level of absolute knowledge when it includes the idea of God, a source of my being and knowledge of being both. However, Descartes then replaced his own evidence of God existence with the standard ontological argument that lead to the emergence of dualistic elements in his tractate.


Key words: Descartes; reflexive ontology; absolute knowledge; ontological argument

Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница