Статья посвящена актуальным вопросам философии и методологии науки



Скачать 119.16 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата25.08.2018
Размер119.16 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8


Доклады Башкирского университета. 2017. Том 2. №5 831
Методология научного познания и творчество
Л. Б. Султанова
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32.
Email: slinera@inbox.ru
Статья посвящена актуальным вопросам философии и методологии науки.
Большое место в ней занимает вопрос об универсальном научном методе, который рассматривается с точки зрения признания творческой природы научного мышления и стремления науки к наращиванию инноваций. В ста- тье дается представление о методологии науки и приводится классификация методов, применяемых в научном познании. Автор выделяет следующие ме- тоды: философские, общенаучные, эмпирические, теоретические, частнона- учные (специальные), а также междисциплинарные. Определяются особен- ности и основные задачи современной методологии науки. Отмечается, что в современной философии вопросы научного творчества исследуются в основ- ном в рамках методологии научного познания и когнитивистики. Приводит- ся краткая характеристика творческого аспекта научного познания и класси- ческое понимание этапов научного (математического) творчества по Адама- ру. Основные выводы формируются в заключении, суть которого состоит в отрицании возможности создания универсального научного метода как оди- наково эффективно применяемого для решения любых вопросов научного исследования.
Ключевые слова: философское учение о методе, подлинный «органон» науки, классификация методов научного познания, диалектическая методо- логия, научное творчество, догматизм, эвристические и алгоритмические методы научного познания, универсальный научный метод.
Методология науки представляет собой один из важнейших разделов философии науки, роль и значение, которого в современной науке становятся все более актуаль- ными. Методология как выявление, описание и систематизация приемов познава- тельной деятельности, уходит своими корнями в древнейшие времена, когда ее эле- менты (приемы) уже широко применялись на практике. Философская методология – это учение о методе. При этом предполагается, что «Метод (от греческого methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результа- тов в познании и на практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность»[1, с. 492]. Одним из первых ис-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница