Статья подана в незначительном сокращении



Скачать 353.66 Kb.
страница1/7
Дата23.07.2018
Размер353.66 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7

Логическая проблема зла

Федор Стрижачук


Источник: Богомыслие,
Статья подана в незначительном сокращении.
ВВЕДЕНИЕ

Современное христианское мировоззрение не может позволить себе обойти молчанием проблему теодицеи. Современный христианский теист должен быть способен представить причины, почему Бог допускает существование зла. Выдающийся христианский философ Ричард Суинберн по этому поводу замечает: «Без теодицеи, зло свидетельствует против существования Бога»i. Понимание необходимости теодицеи постепенно приходит и в лагерь богословов пишущих «систематическое богословие». Учебники по «систематическому богословию» первой половины и середины 20-го века не содержали глав, посвященных проблеме зла, а известный учебник евангельских семинарий второй половины прошлого века «Христианское богословие» М. Эриксона уже включает главу о проблеме зла.ii


В каждой богословской системе проблема зла имеет как минимум два измерения: теоретическое и экзистенциальное. Экзистенциальная проблема зла ставится в контексте жизни отдельных людей и исследует опыт столкновения отдельного человека с проявлениями зла в мире. Она не будет рассматриваться в данной статье. Теоретическая проблема зла, в свою очередь, разделяется на логическою и фактическую проблемы зла. Фактическая проблема зла обычно ставится уже после решения логической проблемы зла и ставит вопрос: почему в созданном Богом мире так много зла? Мы не будем ставить и решать эту проблему в данной статье. Логическая проблема зла относится к теоретической части проблемы зла и её решение ставит целью показать, что христианское мировоззрение рационально и не содержит неразрешимого внутреннего противоречия. Логическая проблема зла вовлекает в свою формулировку основные теистические постулаты и пытается показать, что они не могут быть логически согласованы.
Возможно, что первым, кто поставил проблему логического согласования существование Бога и существования зла был древнегреческий философ Эпикур. В настоящее время у нас нет его точных слов, а только комментарии на его мысли, но он наверно мог сказать так: «Либо боги хотят что-то сделать со злом, но не могут; либо могут, но не хотят. Тогда они либо бессильны – в этом случает их не нужно боятся, либо злобны – и в этом случае они уже не боги»iii. Эпикур не был атеистом, и такой постановкой проблемы не пытался опровергнуть существование богов. Скорее Эпикур ставил перед собой практические, терапевтические цели, он таким способом хотел избавить людей своего времени от страха перед богами. Боги в такой постановке проблемы зла интерпретировались как бессильные и недостойные поклонения.
Если учитывать философию Эпикура в целом, то он считал, что боги далеки от человеческих дел и забот и их существование можно и не учитывать в земных делах. Эпикур был своего рода античным «деистом». Постановкой «проблемы зла» античный философ не хотел опровергнуть теистический взгляд на мир, в его время это был политеизм. Но когда эта проблема была перенесена в контекст христианского монотеизма, то она должна была приобрести еще большую остроту.
Каталог: 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Лекции по Патрологии для 2 курса бакалавриата мда сзо (пдф-файл прилагается). Учение свт. Афанасия о Святой Троице и полемика против ариан. Учение свт. Афанасия о Святом Духе
2018 -> Владимир Пропп Исторические корни Волшебной сказки
2018 -> Программа V международной научно практической конференции «дыльновские чтения»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница