Статья «Качество это процесс постоянного совершенствования»



Скачать 86.57 Kb.
страница1/4
Дата22.02.2018
Размер86.57 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4

Качество образования: тенденции развития и инструменты реализации
В. К. Загвоздкин, старший преподаватель Московского психолого-педагогического университета

Моя статья «Качество — это процесс постоянного совершенствования»* вызвала живой отклик у многих читателей журнала. Они просят более подробно и конкретно рассказать о том, как работать над этой проблемой в отдельной школе или в каком-либо регионе. В результате родился замысел серии статей, посвященных различным сторонам обеспечения и развития качества, по возможности приближенным к жизненным реалиям школы. Тем не менее нам никак нельзя будет обойти во-просы более общего характера. В противном случае все рискует быть сведенным к набору рецептов и приемов, которые в отрыве от своего более широкого контекста теряют всякий смысл. В предыдущей статье я постарался в популярной форме дать общее представление о проблеме качества в образовании и кратко представить все ее существенные элементы, а также прояснить наиболее значимые понятия. В задачу предполагаемой серии статей будет входить более обстоятельное изложение того или иного пункта, данного в вводной статье только кратко. Поэтому мы часто будем отсылать читателя к ней.
Что означает само понятие?

Часто говорят: дайте нам ясное определение понятия «качество образования», без этого, мол, ничего путного не выйдет. Говоря об определениях, нужно иметь в виду, что не все понятия можно определить через другие. Есть группа первичных понятий — их Аристотель назвал категориями, — которые не сводимы к другим понятиям и являются аспектами (основными понятиями), через которые мы и постигаем все остальное сущее. К категориям относятся, например, место (где), время (когда), отношение, положение и т.д. К ним относятся понятия «количество» и «качество». Таким образом, говорить об определении понятия «качество» в обычном смысле нельзя. Можно только описать его употребление. В нашем случае — это качество образования. А полное описание употребления, возможно, и будет представлять полное определение.

Понятие «качество» может употребляться либо дескриптивно, то есть описательно, в смысле свойств какой-либо вещи, либо прескриптивно, то есть нормативно, в смысле «уровня» или «добротности» вещи. В последнем случае в связи с диагностикой качества требуется извест-ный стандарт, называемый критериями, в сравнении с которыми и определяется актуальное качество чего-либо, например урока, преподавания, образования или работы данной школы в целом. Стандарт или критерии качества как совокупность показателей всегда основываются на договоренностях, то есть являются общественными конвенциями, и поэтому принципиально зависимы от определенного ценностного контекста.

На уровне конкретных действий качество можно определить как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит деятельность и отдельные действия организации, оказывающей какого-либо рода услуги. Эти признаки отвечают на вопросы: чего мы хотим достичь (качество результата)? Что мы должны для этого делать (качество процесса)? Какие средства нужны для этого (структурное качество)? Словом, качество — это то, что в случае какого-либо действия может быть «лучше» или «хуже».

Таким образом, аспект качества какой-либо вещи или процесса труда можно лучше всего схватить, если задаться вопросом: что является сущностным свойством данной вещи (в нашем случае — образования) или действия (совокупности действий), благодаря которому мы надеемся достичь определенной цели, уровня, ценности? Для определения этого мы спрашиваем, что может быть сделано лучше, что сделано хуже, что соразмерно цели, а что не соответствует ей.


Каталог: data -> 906
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
906 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
906 -> В. В. Радаев Что такое рынок: экономико-социологический подход


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница