Статья «Государство как „тотальное произведение искусства\ »



Скачать 202.42 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата26.05.2018
Размер202.42 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

КУЛЬТУРА
Ханс ГЮНТЕР
Эстетика государства и
трагедия смеха
Ханс Гюнтер — один из ведущих немецких славистов, автор многих статей и книг по проблемам русского авангарда и советской тоталитарной культуры. Предлагаемые читателю две его работы близки не только сравнительно- сопоставительным характером. Статья Государство как тотальное произведение искусства завершается бахтинской мыслью о противостоянии тоталитарной культуры демократической, низкой, «смеховой». Вторая же статья вскрывает глубинные связи и взаимопереходы между двумя, на первый взгляд, противоположностями теорией смеха М. Бахтина и теорией трагедии Ф. Ницше. Причем теория Ницше подчеркнуто элитарна, индивидуалистична, а теория
Бахтина, напротив, эгалитарна. В пароксизме сложнейших социальных превращений XX в. эти полюса оказываются взаимосвязанными, и выявление такой взаимосвязи на глубинном философско-филологическом уровне является сегодня весьма актуальным. Е. Добренко, кандидат филологических наук Государство как тотальное произведение искусства Настоящее искусство Третьего рейха заключается, по словам немецкого кинорежиссера Х.-Ю. Сиберберга, не в традиционных видах художественного творчества, таких как литература, скульптура, живопись или архитектура, а в самом государстве, которое как таковое считалось произведением искусства. Сам Гитлер видел себя демиургом такого политического устройства, в котором все художественные явления были только частицами более обширной тотальности. К ней следует отнести и военную машину, промышленность, автострады, пропаганду, массовые демонстрации и т. д. Причиной всего этого, как думает
Сиберберг, является увлечение Гитлера Р. Вагнером, которого он назвал своим учителем. Дело, конечно, не только в гезамткуястверке, в тотальном произведении искусства Вагнера. Оказывается, что и другие тоталитарные государства отличаются соответствующими эстетизирующими тенденциями. Архитекторами нового общества считали себя не только Гитлер, но и Сталин, и Муссолини. Последний назвал политику самым высоким, самым сложным искусством, потому что живой человеческий материал требует обрабатывания то нежной рукой художника, то железным кулаком воина. Стремление к синтезу искусств вытекает из самой сущности тоталитарного государства, из насильственной гармонизации всех областей жизни, из
87


Каталог: data -> 757
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
757 -> Программа дисциплины Философия для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница