Статья «Гендерные роли в классических и постклассических социологических теориях»



Скачать 95.37 Kb.
Дата14.05.2018
Размер95.37 Kb.
ТипСтатья

Гамзова Нэлля Владимировна

Статья «Гендерные роли в классических и постклассических социологических теориях»

Аннотация к статье

В статье «Гендерные роли в классических и постклассических социологических теориях» рассмотрены и проанализировани гендерные роли в жизни человека в разные времена, в том числе на современном этапе развития общества.

Статья посвящена анализу гендерных ролей в жизни людей, рассматривается именно различные подходы к понимаю их.

Цель данной статьи –выявление причин и форм проявления гендерного неравенства


Ключевые понятия

Гендер - это демографическая характеристика равнозначен по понятию "пол".

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру.


Статья на тему «Гендерные роли в классических и постклассических социологических теориях»

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у К. Маркса и Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и П. Бурдье, Э. Гидденса и Н. Лумана, Э. Гофмана и Г. Гарфинкеля и пр. Концепция общества и социальной структуры определяет интерпретацию гендерных отношений в рамках этой концепции. В рамках классической и постклассической социологии вплоть до середины 1970- х годов термины «гендер» и «гендерные отношения» не употреблялись, интересующая область социальной реальности анализировалась в терминах отношений межу полами. Однако, обсуждая отношения между полами, социологи часто выходили за пределы профессионального канона, а рассуждения о поле в конечном счете сводилось к постулату о базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной.

Впервые термин «гендер», под которым понималось социальное проявление принадлежности к полу, или «социальный пол», был введен в научный оборот Р. Столлером в конце 60-х гг. XX века. Его концепция основывалась на разделении «биологического» и «социального». С формированием понятия «гендер» пересматриваются мужские и женские роли в обществе. В процессе критики представлений классической социологии о природе отношений между полами оформляется гендерный подход. В его рамках статус пола перестает быть приписанным. Гендерные роли рассматриваются через социально организованные отношения власти и неравенства.

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).

Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. «Сущность гендера заключается в полярности и противопоставлении. В каждом обществе имеются два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Очень важно, какие это социальные роли: они могут быть разные в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Нормы в обществе меняются со временем, однако гендерная ассиметрия остается. Таким образом, гендерная система - это система неравенства по полу» .

Понятие «гендерных ролей» в последнее время все чаще попадает в предметное поле исследований большинства социальных и гуманитарных наук, что ведет к необходимости специального и углубленного его осмысления. В связи со значительными изменениями, происходящими в современной семье за последние десятилетия, гендерные роли претерпевают серьезные изменения, что приводит к появлению новых форм активности мужчин и женщин, к переоценке и уточнению обществом их семейных функций. Поэтому прежде чем перейти к анализу «гендерных ролей», обратимся к определению «социальной роли». Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, а позднее — Т. Парсонса, и др. В дальнейшем свое развитие оно нашло в различных социологических теориях, в первую очередь в работах И.С. Кона, который пишет, что «социальная роль — это нечто безличное, не связанное ни с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе» . Таким образом, социальная роль — модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом.

Как вид социальной, гендерная роль также включает в себя модели поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. Рассмотрим подробно данное понятие, проанализировав специфику ролей мужчин и женщин в классических и постклассических социологических теориях.

В социологии длительное время господствовали биологизаторские концепции, согласно которым природные особенности мужчин и женщин лежат в основе социального неравенства. Следствием, вытекающим из этих представлений, являлось то, что женщине приписывалась роль матери, а мужчине — роль кормильца и все другие виды деятельности, отвлекающие от основных обязанностей, считались противоестественным отклонением.

Сторонниками данных теорий было достаточно большое количество ученых.

В концепции О. Конта женщина духовно возвышалась над мужчиной, однако она должна была находиться в материальной зависимости от мужа.

У Г. Спенсера и И. Канта женщине отводится роль матери: «сохранение и размножение — это единственное, на что женщины пригодны», у Гегеля женщина — «пассивное и субъективное начало, имеющее свое предназначение только в семье», у З. Фрейда: «судьбу женщины определила природа» .

Согласно марксистской социологии, «гендерные роли проявляются в отношениях между полами и являются одним из аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. Вместе с этим развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом — разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям».

Во взглядах Э. Дюркгейма гендерные роли также зависят от общественного разделения труда и развития цивилизации. В результате социального развития, считает Дюркгейм, «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными». «В основании диссоциации функций находятся «дополняющие друг друга – (т.е. природные ) различия».

Таким образом, в рамках структурно-функционального подхода гендерные роли представляются как поведенческие образцы — инструментальность и экспрессивность, как две взаимодополняющие функции, возникшие естественным путем и обеспечивающие стабильное существование общества.

Теория гендера как стратификационной категории. У сторонников данного подхода гендер выступает как иерархия гендерных ролей, являясь при этом стратификационной категорией наравне с такими категориями как класс, раса, возраст. Здесь гендер рассматривается как «социальный статус, определяющий возможности образования, профессиональной деятельности, выхода к власти, семейной роли и репродуктивного поведения, то есть мужчины и женщины имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления». В основе гендерной системы лежат отношения власти. Рассматривать гендер в сети других стратификационных категорий начала Дж. Скотт, согласно взглядам которого, пол, класс, раса и возраст являются фундаментальными переменными, определяющими гендерную систему, а «осознание гендерной принадлежности — конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами».

Американские феминистские социологи К. Уэст и Д. Зиммерман утверждают, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне, а также видят гендерные роли как «систему господства и властвования». Гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. В результате гендерная стратификация выражается в воспроизводящемся неравенстве жизненных шансов полов и различиях в их жизненных стратегиях.

Культурная метафора как интерпретация гендера. Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола исследователями был отмечен третий аспект — культурный. Мужское и женское воспринимаются как элементы культурно-символических рядов: мужское — рациональное, духовное, божественное, культурное, а женское — чувственное, телесное, греховное, природное. Гендерные роли культурно обусловлены, определяются стереотипами, традиционными ролями, культурными символами, опирающимися на обусловленности положения женщины в семье и обществе их патриархальном состоянием. Средства, использующиеся обществом в публичной и частной сферах для создания мужского и женского, определяются культурно-этническими особенностями.

Молодость и сложность понятия гендера, лежащего в основе гендерного подхода, накладывает определенные сложности, которые проявляются в неоднозначном толковании самого определения. У Е. Здравомысловой и А. Темкиной «гендер — это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности». Они утверждают, что основой методологии современных отечественных гендерных исследований является не только описание разницы в статусах, ролях, чертах характера, нормах жизни мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли.

Исходя из вышесказанного, следует отметить три уровня измерения гендера: индивидуальный (гендерная идентичность), структурный (социальное положение полов в различных сферах общества) и символический (культурно-исторический образ мужественности и женственности). В связи с этим в современной социологии сложились три основных подхода к исследованию гендерных ролей. В теориях социального конструирования гендерные роли рассматриваются в качестве динамического аспекта гендера, который понимается в виде организованной модели социальных отношений между полами, конструируемой основными институтами общества, то есть различия между мужчинами и женщинами социально сконструированы. На первый взгляд, это представление о социальном конструировании гендера вписывается в теорию половых ролей. Однако отличие заключается, во-первых, в том, что субъект сам создает гендерные роли и отношения, а не только усваивает и воспроизводит их. С одной стороны, гендерные роли являются объективными, поскольку не зависят от индивида, с другой — они субъективны, так как могут быть изменены. Во-вторых, отличие заключается в том, что в основе гендерных ролей лежат отношения неравенства, проявляющиеся в неравных возможностях, преимуществе мужчины в публичной сфере и вытеснении женщины в сферу приватную.

Г. Гарфинкель категоризировал гендер с помощью рассмотрения «случая Агнес». Согласно его теории, гендер — это «не совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, а социальная идентификация». Гендерные роли — это конструкты культуры. Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. «Женщины» (как и «мужчины») более не рассматриваются как недифференцированные категории, напротив, категория различия становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации.

В отечественной литературе теория социального конструирования гендера представлена в работах Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, в уральской школе социологии — в работах Р.Г. Фасхиева, и основана на двух теоретических постулатах. Согласно первому гендер конструируется посредством социализации, разделением труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации. Второй постулат заключается в том, что гендер создается самим индивидом — на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). На уровне осознания гендерной идентичности — «человек осознает себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре и принимает мужские или женские черты, то есть наделяется психологическими качествами и моделями поведения, которые данное общество приписывает людям в зависимости от их биологического пола». Существование трансвеститской и транссексуальной идентичностей в этом случае показывает, что содержание гендерных ролей не зависит от биологического пола, а является результатом построения гендерных идентичностей.

Таким образом, современная гендерная теория, рассматривая гендер как культурную метафору, не пытается оспорить существование биологических и социальных различий между мужчиной и женщиной, а представляет то, что не так важны сами различия, сколько важна их социокультурная оценка и интерпретация. Социология практически всегда включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как «аскриптивный» или приписанный статус. В результате гендерный подход получил активное развитие в процессе критики классического и постклассического дискурса.

Рассмотрев специфику гендера и гендерных ролей в рамках данного подхода, следует сделать вывод о том, что эти понятия неразрывно связаны между собой. Гендер представляет социальное измерение пола, его позицию или статус, а гендерная роль — это один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Все вышеперечисленные теории гендерного подхода при комплексном сочетании дополняют друг друга, делая наиболее развернутым анализ гендерных ролей.




Каталог: uploads -> doc
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
doc -> Урокам литературы в 9 классе Серебренниковой И. В. 2014-2015 Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
doc -> Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению. «Когда ум с сердцем не в ладу» Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство»
doc -> «Философская суть современного педагогического образования»
doc -> А образ ангела (образ демона) 5 Б
doc -> Литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
doc -> …3 Глава I. Проблема стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы в современной психологии
doc -> Диссертация на соискание ученой степени
doc -> Тип шаблона
doc -> Программа составлена на основании фгос во направления


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница