Статья Эллиса "Теософия перед судом культуры" Статья "Теософия перед судом культуры"



страница1/6
Дата05.05.2018
Размер0.58 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6


Статья Эллиса “Теософия перед судом культуры”

Статья “Теософия перед судом культуры” является, насколько нам известно, единственной к настоящему времени неопубликованной статьей из отечественного архивного наследия Эллиса. Судя по надписям на титульном листе автографа статьи, она предназначалась для журнала “Труды и дни” и была получена в редакции журнала 27 мая (9 июня) 1915 г. Первоначальный замысел статьи можно отнести к весне 1913 г. В письме к Э.К. Метнеру от 25 апреля 1913 г. Эллис сообщал: “Я готовлю большую статью для “Трудов” “Культура и теософия”, в к<ото>рой доказываю, что начиная с Блавацкой теософия пыталась разрушить культуру, но сама осталась без всякого влияния, и с высот Гималаев сошла на парижскую мостовую, из весталки-затворницы стала проституткой” (ОР РГБ. Ф. 167. К. 8. Ед. хр. 6. Л. 1). Расширенной реализацией этого замысла стал трактат “Vigilemus!” (М., 1914), где Эллис подверг критике также и антропософию. Значительно более резкая по своему характеру статья “Теософия перед судом культуры” знаменует собой уже окончательный разрыв Эллиса с учением Штейнера, и ее можно таким образом рассматривать как следующий и закономерный этап критики Эллисом теософии. Непосредственным поводом к написанию статьи послужил выход книги Э.К. Метнера “Размышления о Гете. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма” (М., 1914).

Публикуемый текст статьи представляет собой автограф на четырнадцати пронумерованных листах. Специальная нумерация эпиграфов римскими цифрами на титульном листе автографа позволяет предположить их смысловое соотношение с тремя частями статьи, также обозначенными римскими цифрами. Наличие четвертого, зачеркнутого, не пронумерованного эпиграфа, возможно, свидетельствует, что в первоначальном замысле статья должна была иметь четвертую часть.

Статья подписана псевдонимом “Sagittarius” (лат. стрелок, стрелец), безусловно имеющим знаковый характер в смысле критической, антитеософской направленности статьи. Это единственный, из известных нам в творчестве Эллиса, случай, когда он подписался не своим постоянным псевдонимом.

Особенностью собственно автографа является его “черновой” характер, что следует из отсутствия в нем какой-либо стилистической правки, исправления ошибок в пунктуации и согласованиях, а также из многочисленных ошибок в немецких названиях и выражениях.

Статья Эллиса так и не была опубликована в “Трудах и днях”, хотя, безусловно, своим содержанием отвечала антитеософской позиции редактора Э.К. Метнера и его культуртрегерской программе символизма, а также была желанна как рецензия на его собственную книгу. Причин, по которым статья осталась в редакционном портфеле, очевидно, было несколько. Во-первых, причины внешние политического и внутриредакционного характера. Все ведущие сотрудники журнала к этому времени жили за границей. В 1914 году началась первая мировая война, и 1915 год (год написания статьи) стал годом перерыва в издании журнала: № 7 вышел в 1914 г., а следующий, последний в 1916 г. Во-вторых, статья возможно первоначально планировавшаяся именно как рецензия, вышла и по объему и по содержанию из рецензионного жанра, превратившись в “Размышления по поводу (курсив мой Г.Н.) "Размышлений о Гете" Э.К. Метнера”. К тому же укажем, что примечания Эллиса, занимающие не менее 2/3 от объема самой статьи, представляют собой своего рода параллельную статью и своими размерами далеко превосходят принятые границы. В-третьих, как уже говорилось, статья является по сути неправленным черновиком и ее, возможно, не стали печатать без правки Эллиса, который не мог ее сделать по каким-то причинам. И, наконец, в-четвертых, статья, единственная в своем роде даже для Эллиса по резкости и степени критического пафоса, вышла за рамки допустимого и невольно в своей критике основ антропософии (в т.ч.зороастрийских корней учения Мани) затронула и близкие Э.К. Метнеру основы арийства, что сделало для него публикацию статьи нежелательной.

Текст статьи публикуется в соответствии с современными нормами орфографии и пунктуации, при сохранении некоторых авторских особенностей написания. Последнее касается, в основном, пунктуации, доскональное исправление которой привело бы к искажению первоначального смысла, а также специфической терминологии Эллиса и написания им имен и фамилий (манихеизм, Блавацкая и др.). Раскрываемые сокращения и недописанные или поврежденные в рукописи слова заключены в угловые скобки; фразы и предложения, зачеркнутые автором в квадратные. Подчеркнутые в авторском тексте слова выделены курсивом.

Иноязычные слова и выражения часто приводятся Эллисом с ошибками и нередко представлены в рукописи в смазанном виде, что крайне затрудняет их транскрибирование, в связи с чем некоторые буквы латинского алфавита даются предположительно. Указанные Эллисом в тексте статьи и в примечаниях термины и цитаты на иностранных языках (главным образом немецкие), источник происхождения которых нам установить не удалось, приводятся без комментариев. Перевод иноязычных слов и выражений дается в подстрочных сносках. Постраничные примечания самого Эллиса, в силу их большого объема приводятся нами после статьи; их арабская нумерация заменена на римскую. Нумерация же наших комментариев дана арабскими цифрами после примечаний Эллиса.

Статья Эллиса “Теософия перед судом культуры” публикуется по автографу, хранящемуся в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки в фонде Э.К. Метнера (Ф. 167. Карт. 10. Ед. хр. 31).


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница