Старший преподаватель кафедры истории Наталья Юрьевна Бартош



Скачать 103.43 Kb.
страница1/2
Дата26.05.2018
Размер103.43 Kb.
  1   2

старший преподаватель кафедры истории

Наталья Юрьевна Бартош



МИФЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Лекционный курс «Мифы раннего средневековья» предлагается студентам–магистрантам в цикле других гуманитарных дисциплин.

Основным объектом изучения являются мифы севера Западной Европы (Британии, Ирландии, Исландии, Скандинавии и Германии). В курсе лекций мы также коснемся мифологических реалий Древней Греции и Древнего Востока. Подобное сопоставление «северной» и «южной» картин мира позволит более полно представить как особенности мифологического (архаического) сознания, так и будущие источники формирования средневековой ментальности.

Предметом предлагаемого курса лекций являются мифологические циклы, функционировавшие как в устной традиции (записи ритуалов, обрядов, народных поверий, сказаний и т.д.), так и в «классических» памятниках средневековой литературы, традиционно считающимися основными источниками-каталогами североевропейской мифологии (Старшая Эдда, компиляции Снорри Стурлусона, исландские саги, поэтические памятники кельтов: Книга Захватов Ирландии, Кад Годдеу, предания Мабиногиона и другие произведения древних бардов).

Методологическая основа курса: Мы определяем миф на основе исследований Е.М. Мелетинского, считающего мифологию «средством выражения неких «вечных» психологических начал или... стойких национальных культурных моделей». В своей трактовке мифологических сюжетов мы руководствуемся концепцией М. Элиаде, опирающегося на функционирование архетипа в ритуале и стремящегося выявить в мифах глубокое «метафизическое» содержание, «философию» архаического общества. Мы учитываем достижения традиционной ритуально-мифологической школы Дж. Дж. Фрезера и современного психоанализа (К.Г. Юнг, Дж. Кэмпбелл). Вслед за данными исследователями специфика мифа рассматривается как в аспекте предыстории европейской литературы, так и на ранних стадиях её формирования.

Цели курса:


1. Представить студентам основные мифологические теории.

2.Познакомить учащихся с главными европейскими мифологемами и «иерофаниями» (терм. М.Элиаде).

3. Научить студентов определять и анализировать структуру мифа, раскрывать наиболее фундаментальные принципы и структуры архаического сознания, выделять основные внеисторические и вненациональные модели.

4. Показать на данном материале процесс идентификации и индивидуализации национального и личностного самосознания. Мы имеем в виду эволюцию образа героя от мифологических первопредков-демиургов и культурных героев до персонажей средневековых легенд, исторические и мифопоэтические корни которых обнаруживаются в ранних средневековых источниках.

В данном курсе последовательно будут рассмотрены важнейшие теории мифа XIX-XX веков (символическая, ритуально-мифологическая, структурная и психоаналитическая), классические формы мифа, свойства мифологического мышления и семантика мифологических систем.

В заключительной части курса мы обратимся к мифам и легендам, связанным с поэтическим творчеством и с образами поэта-творца (Один и миф о мёде поэзии, Талиесин и Керидвен и др.). Особое внимание к данной теме объясняется тем, что в европейской мифологической традиции жертвоприношение воспринималось как сопричастность к космогоническому мифу Творения, а творческая или поэтическая деятельность как элемент трагического жертвоприношения.



ПЛАН ЛЕКЦИЙ.

1. Теория и история мифа. Миф как «вечно живое начало» в «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон), «священное писание обрядовой жизни племени» в ритуально-мифологической школе (Дж. Фрезер, Р. Грейвс), «поле бессознательных логических операций, …инструмент разрешения противоречий» в структурных построениях Леви-Стросса. Психоаналитические архетипы К.Г.Юнга.

2. Общие свойства мифологического мышления (единство вещи и имени, пространственно-временной синкретизм, фетишизм, тотемизм и т.д.). Функциональная направленность мифа (превращение хаоса в космос и наоборот). Характер отражения действительных форм в мифах. Миф как Первообраз и «Великий Архетип».

3. Реальная и мифологическая история западной Европы. Расселение кельтских и германо-скандинавских племен, мифологические первопредки (Инг у германцев, Ирминсуль – гермионов, Племена Богини Дану и Племена Сыновей Милеаха у кельтов и др.). Римское завоевание Британии. Королевства «варварские» и мифологические. Бытие «профанное» и «сакральное» (М.Элиаде).

4. Архетипическая модель Творения в европейских космогонические мифах. Основные индоевропейские модели (пеласгическая, гомеровская, орфическая, скандинавская), их различия и связь с «восточной» космогонией (семитской, вавилонской и др.).

5. Хтоническая космогония (греческая, скандинавская, германская и др.). Структура хтонических иерофаний. Иерофании Земли (Рея – Гея – Гера; Нертус – Фриг – Фрейя, Морриган и др.). Хтоническое материнство: чудовища и первопредки. Создание человека из «Земли». Мифы о «возрождении в смерти».

6. Конструкция священного пространства – «мировая вертикаль». Архетипы Священной Горы (Олимп, Фавор, Голгофа и др.) и Мирового Древа (Иггдрасиль, Древо Познания, Древо Жизни) как Axis Mundi. Сакральные камни - Центр мира и «Дом Бога» (омфал, Вефель, Ли Фаль и др.). Символика дворцов и храмов, лабиринтов (Кноссос, Акрополь, Стоунхендж и т.д.). Ритуально-магическая роль границы.

7. Единство и непрерывность мифологического времени. Время эмпирическое, историческое и магико-религиозное. Эмпирический мир как «тень» вечных оснований. Миф о «вечном возвращении». Календарные мифы и сезонные ритуалы. Космические циклы и ежегодные воспроизведения сотворения мира. Эсхатологические мифы (Апокалипсис, Рагнарёк).

8. Мифологические пантеоны индоевропейских богов: олимпийцы, скандинавские боги (асы и ваны), виккарские божества кельтов и их egregores (потомки – «божественные формы в сознании»). Природа богов, их происхождение и функции.

9. Основные космические «иерофании» в мифах Западной Европы: Неба (Хронос – Крон – Зевс; Тиу – Вотан – Донар; Имир – Бури – Один – Тюр), Солнца (Геллиос – Аполлон; Тор – Фрейр; Беленус, Луг и др.), Луны (Селена – Деметра – Персефона; Артемида – Афродита – Гера; Гефион – Фрея – Фригг, Керидвен и др.).

10. Обряды и символы возрождения. Растительные «иерофании». Культ Великой Богини (Деметра – Персефона, трехликая Астарта, Дану – Донн, Морриган, Анат, Иштар и др.). Богиня плодородия, её связь с культом воды и «семенами сущего» (Фрея и ожерелье Брисингамен, Идунн и молодильные яблоки, яблоки гесперид и др.).

11. Богини судеб (мойры, парки, норны, валькирии) и «великая космическая сеть». Связь мифов о Великой Богине с мифами о Потопе. Функциональный дуализм архетипа Великой Матери: рождение – смерть.

12. «Иерофания» творчества. Мифы о священной сущности поэзии. Модели поэтической инициации (Орфей, Один, Талиесин). Друиды, филиды, барды – история европейских поэтических орденов.

13. Древние алфавиты – символы Божественного создания Вселенной и бессмертия «профанного» бытия. Магическое значение некоторых букв и индоевропейских корней. Руны – их происхождение и значение. Магия и мантика отдельных рун. Графическая магия исландцев.

14. Магия сакральных слов – структура и функции древней европейской поэзии. Поэтическое искусство скальдов. Нид и мансенг – хула-проклятие и любовный заговор в поэзии скальдов.

15. От мифологического первообраза к легендарным и историческим судьбам скальдов. Мифологические и легендарные судьбы: Квасир, Браги – Эгиль Скаллагриммсон, Оттар Чёрный, Торлейв и др.
ЛИТЕРАТУРА.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница