Старшеклассников при обобщении знаний до уровня естественнонаучной картины мира



Скачать 79.67 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата30.07.2018
Размер79.67 Kb.
  1   2   3   4   5   6


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБОБЩЕНИИ ЗНАНИЙ ДО УРОВНЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Соколова Т.В.
Томский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
г. Томск
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение человека может быть научным и интуитивным. Научное мировоззрение предполагает целенаправленную работу прежде всего самого человека по осмыслению окружающей действительности.
Поэтому первая задача педагога – мотивация обучаемых на выработку
собственного взгляда на мир на основе имеющихся у них знаний. При этом ученики понимают, что ответ на некоторые вопросы им придется искать самостоятельно, так как эти вопросы выходят за рамки изучаемого в школе материала. Как правило, старшеклассников интересуют общие вопросы мироздания. Например, о происхождении человека, о происхождении и развитии вселенной, о последствиях научно-технического прогресса и др. Такие вопросы могут как предлагаться педагогом для обсуждения, так и являться следствием просмотра научно-популярных телепрограмм и прочее.
Научное мировоззрение может формироваться только на основе современного научного знания. Причем знания в достаточной степени обобщенного, на уровне естественнонаучной картины мира или локальных картин природы.
Сегодня очень четко прослеживается тенденция к интеграции, к объединению теоретического знания в целостную систему, отражающую объективный мир в его единстве и развитии. Наблюдаемая конвергенция наук является необходимым следствием научного знания. На заре развития человеческого интеллекта знание о мире было единым, неразделенным. Но по мере углубления в анализ отдельных явлений действительности, появилась необходимость искусственного «расчленения» окружающего мира, общее знание расчленилось на отдельные науки. Классическим является разделение естественных наук на физику, химию, биологию, географию (физическую), астрономию (космологию). В дальнейшем эти науки были еще больше разделены, появились такие научные отрасли, как молекулярная физика, физика микромира, молекулярная биология, генетика и пр. Но наряду с разделением научного знания появились интегративные отрасли на стыке разных наук, например, физическая химия, химия клетки и др.
Но ни одна наука, ни одна отрасль научного знания не может дать целостного представления о природе. Такое целостное представление дает научная (естественнонаучная) картина мира.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница