Средств массовой информации



страница1/9
Дата02.01.2018
Размер126 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Белорусский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан


факультета философии и социальных наук

________________ А.В. Рубанов


___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-4536/баз.

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Учебная программа для специальности
1-23 01 05 Социология














2011 г.



Составители:

Н.В. Курилович, доцент кафедры социологии Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание)

________________________________________________________________
Рецензенты:

О.А. Янчук, заведующая кафедрой социальной работы Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, кандидат социологических наук, доцент

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)



А.С. Солодухо, доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук

(И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента)




РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социологии Белорусского государственного университета

(протокол № 9 от 06.05.2011 г.);
Ученым Советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 28.06.2011 г.)


Ответственный за редакцию: Курилович Н.В.

(И.О.Фамилия)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Средства массовой информации (СМИ) оказывают огромное влияние на процессы общественного развития. Усиление роли СМИ осуществляется за счёт неуклонного расширения их функций, среди которых, наряду с информационной, выделяют функцию формирования общественного мнения. Один из самых распространённых синонимов СМИ – «четвёртая власть» - обязан своим возникновением именно этой социальной функции масс-медиа.

СМИ функционируют в социуме и не являются абсолютно изолированной сферой, лишенной взаимосвязей со всей социальной системой. Поэтому любая попытка определить их воздействие с неизбежностью заставляет исследователя обратиться к анализу социальных проблем, существующих в обществе. С точки зрения такого подхода, СМИ и отражают, и конструируют гендерные модели поведения своей аудитории, демонстрируя желательные и нежелательные модели социального поведения в разрезе пола. Например, ещё и сегодня бытуют мифологемы об общественном предназначении мужчин и домашнем предназначении женщин, которые тиражируются средствами массовой информации.

Проблема заключается в том, что масс-медиа, которые могут контролировать и «колонизировать» умы, создают искажённый образ современной женщины и современного мужчины. Реальные образы заменяются шаблонными стереотипами, не имеющими ничего общего с настоящей жизнью людей. Тем самым продукция СМИ отрицательно воздействует на положение и мужчин, и женщин.

Названная проблема нуждается в решении, что обусловливает необходимость проведения гендерных исследований СМИ. Особое значение гендерные исследования имеют для Республики Беларусь, поскольку они согласуются с демократической направленностью социальных преобразований, происходящих в нашей стране. Поэтому разработка проблемной области, именуемой «гендерный анализ СМИ», отвечает насущным требованиям общественной практики. В этой связи очевидна актуальность преподавания студентам-социологам одноименного курса.



Предлагаемая автором программа спецкурса «Методология гендерного анализа средств массовой информации» составлена на основе личного опыта преподавания дисциплины студентам Белорусского государственного университета. Она содержит ряд информационных и методических материалов, необходимых для целенаправленного аудиторного изучения курса.

Цели спецкурса:

Задачи спецкурса:

  • освоение основных категорий и теоретико-методологических положений гендерных исследований СМИ;

  • ознакомление с процессом институционализации и состоянием гендерных исследований СМИ в западных и постсоветских странах;

  • изучение классификационно-видовой матрицы гендерных исследований СМИ и системы их методического обеспечения;

  • комплексная репрезентация основных методологических проблем гендерного анализа СМИ в социологии.

По окончании изучения курса студенты должны

знать:

  • основные этапы и специфику развития гендерных исследований СМИ в западных и постсоветских странах;

  • методологические проблемы гендерного анализа СМИ и особенности гендерного подхода к анализу категорий «коммуникатор», «аудитория» и «тексты СМИ»;

  • наиболее адекватные в контексте гендерного анализа СМИ методы изучения коммуникатора, аудитории и текстов;

уметь:

  • дифференцировать женские, феминистские и гендерные исследования СМИ;

  • характеризовать основные направления гендерного анализа СМИ;

  • применять основные социологические методы для исследования СМИ в контексте гендерного подхода;

  • анализировать гендерные проблемы в Беларуси и состояние гендерной политики в области СМИ.

Структура содержания учебной дисциплины. Типовым учебным планом по специальности 1-23 01 05 «Социология» на изучение спецкурса отводится 70 часов, в том числе 52 часа аудиторных занятий (26 часов – лекции и 16 часов – семинарские занятия, 10 часов - КСР). В структуре учебной дисциплины выделены два раздела, каждый из которых включает в себя пять тем занятий. Спецкурс изучается студентами 5-го курса дневного отделения социологии.

Форма контроля знаний. Основной формой текущего контроля знаний являются письменные задания (тесты, контрольные, самостоятельные работы, эссе), выступления на семинарских занятиях и выполнение контролируемой самостоятельной работы. Итоговая форма контроля знаний – экзамен в 9-м семестре.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
123456789 -> Учебно-методический комплекс для студентов факультета журналистики специальности 1-23 01 07-02 «Информация и коммуникация


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница