Средневековая Индия до исламского проникновения (VI хii вв.). Индуизм



Скачать 76.54 Kb.
Дата13.03.2018
Размер76.54 Kb.




Средневековая Индия до исламского проникновения (VI - ХII вв.). Индуизм.
Падение империи Гупта в начале VI в. - конец классическому" периоду "феодальный", "раджпутский", "раннеср." период ( в разных истор. школах).

Натурализация экономики, упадок городов (после III в., вторая фаза после VI в.) - города среднего течения Ганга., метал. деньги почти выходят из употребления.

Возрождение городской жизни началось лишь в части страны в XI в., и только к ХIV в. - несомненным фактом.

Аграризация.

Но распространение земледелия на недавно еще дикие территории . государственность, ремесленники и торговцы, брахманы и чиновники.

Массовой - практика дарения земель и деревень - дарственные грамоты на медных табличках и камне: право распоряжаться землей, право фискального, административного и частичного судебного иммунитета, требовать подчинения населения.

Но почти исключительно брахманам, группам брахманов и храмам. (рел. заслуга, благословение...). Но несколько... ?

Упоминания неких землевладельцев (бхогик) - 1 или неск. деревень и опр. власть над населением. С IX в. - термин тхаккура - землевл. из любой касты.

Сокращение и ослабление гос. аппарта.

Двор VII - Х вв. - к минимуму, осн. инст. - армия, которая по стране, обеспечивая лояльность населения разных территорий по очереди.

Наемная армия неизвестна, отряды вассалов. Конница - малую часть. + слоны.

V -VII - около 50 государств, рядом или сменяли друг друга. крупные образования - конфедерации мелких княжеств. Наиболее известно сначало государство Майтрака (совр. Гуджарат) - б. вассал Гуптов (посл. правитель упоминается - 766/7).

Нашествия эфталитов - кочевнические представления о гос. устройстве. Эфт. + пришедшие гурджары слились с местными племенами (нынешний Синд, Раджастан, Сев. Гуджарат и Малву). Образовали общность, позднее - раджпутов.

Харшавардхана (Харша) Пушпабхути (616-646) - объединил 2 крупных княжества в долине Ганга и приступил к завоеваниям. (+ Бенгалию, Ориссу, Малву). Но дальше на юг продвинуться не смог (поражение от гос. Чалукья на р. Нарбала - 620). После смерти - распад. Инд. историки посл. десятилетий: типичный для того времени.

Но появляются и более устойчивые государства.

Чалукья на Декане, \ в нач. VI в. , расцвета при сыне создателя Пулакешине II (609- 642) - отбил Харши. + 2 брата-вассала.\

Паллава на крайнем юге \с III в. - разгромил Пулак. II ( 642). на 13 лет Ч. - , но затем снова...)

система постоянных центров полит. жизни, борющихся др. с др. под флагом разных династий, - Бенгалия, Сев. Индия, Декан и крайний юг.


2. "Раджапутский" период - последний в автохтонном развитии, "индусской" Индии. На просторах Сев. Индии господство неск. клано военизированных землевладельцев - якобы наследников древних кшатриев, членов "царских родов" (раджпутов), презировавших все кроме воинской славы и чести. На юге слой раджпутов не сложился.

Сер. VIII в. экспансия кланов раджпутов из Раджпутаны и завоевание Сев. и части Центр. Индии. Родослвные к кшатрийским Солнечной и Лунной династиям. Еще 1 группа кланов - легенду - от Огненной династии.

Кастовый статус раджпутских" династий - приобретен. Безродные - как кшатрийское происх. Многие. ( брахм. статус...)

Раджпутами стали и вожди дравидийских и мундакских племен Ц. Индии, если княжества.

"Прашара-смрити": "Царское достоинство - это не насл. право. Оно не может быть бретено письменным документом. Им пользуются, когда приобретают его при помощи меча. Землей правят герои."

(Особая субстанция. управлять стараной и благо народу ... + зем. дарения брахманам -дополнит. док-во. Толькоот наст. кшатрия - дхармашастра ...)

Сев. Инд:

Особенно клан Пратихаров - государство в Малве и части Гуджарата. (нек. др. кланы ему родственны реально или фиктивно).

На Юге - группы кланов, кот традиционо право на власть , но не возвысилисб над земл кастами, из которых вышли.

Примерно в это время Декан в руках Раштракутов (вместо Чалукьев 742-873), а Бенгалия - Палов. Боьба (3) за Доаб - в основе полит. борьбы VIII-Х вв. "Столица" Индии - Канаудж. "императором".

Хв. - упадок всех 3 держав. На Декане снова Чалукьи. На землях империи Пратихара - ряд княжеств. Пала - не вмешивалось, а в XII в. распалось на неск. владений.

В Х-XI в. в С. Индии не было доминирующего государства. Ветви рода Чауханов. 1 - б. частью Вост. и ц. Раджастхана и частью Гуджарата - во 2. пол. Х в.


Крайний юг - исчезновение в IX в. Паллавы и объединение Чолами (расцвет на XI в.) Династия Чолов (неб княжество) вдруг быстро усилилась, в 898 - поражение Паллавам и . + Пандьев кот тоже... почти весь Тамлнад. Но Панды в многочисл. мелких вассалов, а в XIII - самостоятельными...

(ослабл. насиска с севера - 973 - Раштракута - Чалукьями) XI в. - пасцвет Чола. При Раджарадже I (985-1015) и Раджендре I (1015-44) - весь Тамилнад, + частьКарнатаки, + вас. зависомть Вост. Чалукьеа + поход на север до Ганга. + б. флот - завоевал Ланку, Мальдивские о-ва = под контрооль Шриваджийу в Индонезии.

1070 Вост Чалукьи по женской линии также и чольский трон ... Но в теч. XII в. - неск. поражений и до размеров незнач. княжества в районе Танджура.

Восстановили свое государство Пандьи. Зап. Чалукби распалось - место своим бывшим вассалам.

Сев. Индия с XI в. - набегам Махмуда Газневи (998-1030) (части Ирана и Ср. Азии, Афг., Пенджаба и Синд) К. XII в. - Мухаммад Гури разбил войска раджп. государств и почти всей Сев. Инд.
Неудачные мор. экспедиции арабов. + попытка через Хайберский проход - , но индианизированные княжества (совр. Афганистан)... 712 - Мухаммад ибн Касим - к устью Инда и закрепились в Синде.

Раджпутские государства в Сев. Индии - родственными и клановыми узами. Раджпутские кланы, тесня др. друга, по равнинам Сев. Индии - вплоть до колониального завоевания.

При завоевании подразделения клана получали окурга из неск. сот деревень, более мелким - чаураси ("84"). Глава подразделения - своим командирам - объединения в 48, 24, 18, 12, 10 деревень. Рядовой член клана - глава патронимии - 1-2 деревни, с которых он отряд в помощь главе подразделения. 1 документ = 100 пехотинцев и 2о кавал.

кодекс", совокупность обязанностей (авалагана - VIII в.): дань, выражение покорности, присутствие и служба при дворе, помощь государю во время войны.

Резко сокращаются сведения о рабах и прочих зависимых без средств производства, об аренде земли.

Сельские общины (в томм числе и их верхушка) в зависомость от бхогиков (тхаккуров), ренту и отработки, которые ранее - на шудрянские слои. (единчные факты - надписи...) Возможно земледелие (скотоводство) - к шудрам, а вайшьи - торговлей.

VII-Х вв. - становление совр. кастовой системы - сного новых в результате разделения, сект т религ. течений, арианизация племен и включение их в кастовую систему. Мультипликация каст и социальных градаций.

11-12 вв. - широкое распространение и умнож. зем. дарений, наиболее четкие представления о системе вассалов. Но - в трактатах по искусству и архитектуре. (архашастры - , дхармашастры... ) 12 в. - 12 типов царей - с опр. войск и гарема. + доход (1/10 - и больше...) В др. - 9 типов правителей. Высший - всей землей, низший -1000 деревнь, ниже др. владельцы - 50, 20, 3, 2, 1 деревню. Мвой двор и своих вассалов.



Вишти - исчезает из дарений... Шудры - более высокими кастами. Кланы - систему общин.

В декане (Х-XIII ) общины - как адм. единицы, или как акивное юрид лицо. орган самоуправления.

В Тамилнаде - тоже - наду во главе с коллективными органами. - дарили землю брахм и храмам, склажчины и самообложение, каналв, празднества, судопроизводсто.

Дер. общины - - веллалы - в наттар. 1-2 деревни - брахманам. Торг-рем центр - купцами (нагарам)--- 9-10вв.

Но при Раджарадже - нов. адм единца - валанаду - неск общин и центром - управителя. Брахм - переподчинены.

Чолы - нов храмы и право сбораналогов, а города выходили из под наду - связи с куп. гильдиями...

Но самоупправление отдельных деревень - во всех областях Индии.

Активны торговые корпорации в соглашения с наду, сабхами, гор. общинами. Свои войска, которые помощь имперской армии... Нек купцы юга - привилегии - зонтиками носилками. слонами, дома в неск этажей, украшеную арку, ступать по ковру, жечь лампу в дневное время...

Есть сведения и о Севере.
Возврат от буддизма к индуизму. (Хотя и покровительствоавли Харша и бенг. Палы + раньше...)

Общими для всех индуистских сект лишь несколько положений.

Учение о дхарме (долг), карме (поступки), ахимсе (нельзя вред живым существам). Освобождение из цепи рождений (мокша). 3 пути: "знаний", "деятельности", "путь любви" (бхагкти-марга). \Потом - движение бхагти\

Наиболее почитаемые - Вишну и Шива. (Создатель мира - Брахма, но...)

Вишнуизм: аватары (воплощения его "снисхождения" на землю, чтобы восстановить справедливость). (от 10 до 24) Последняя аватара - всадник Калки на белом коне - придет. чтобы окончательную справедливость. (племенные божества, даже Будда... - в аватары). Наиболее почитаемые - Рама ("Рамаяна" - справ. царь) и Кришна (молодой пастушок, или реже воин, колесничий Арджуны из "Махабхарата").

Шиваизм: аскет, в медитации на горе Кайласа, повелитель грозы Рудра, защитник скота Пашупати, космический танцор Нтараджа, + культ его жены (Кали, Правти...) сыновья (Ганеша , Карикея) + разл. символы.

Шиавиты - вождб эфталитов Михиракула, многие члены семьи Харши, Майтраки и многие правители Юж. Индии (столица Паллавы).

+ много промежуточных сект,+ полубуддисткских.

Большинство новых культов провозглашало связь с ведами и ведантой, восстанваливало роль брахманов. Но по сути новая религия:

Заменен осн. обряд - место жертвоприношений невидимым ведическим богам - церемониальное подношение цветов и плодов статуям. также и буддизм и джайнизм. (статуи Будды и Махивиры, бодхистав и тиртханкаров).. Веды - декла. ративно. Эпос, Рамаяна и Махабхарата - как 5я веда".

Ритуализованы все стороны жизни - произв.. культ, быт.

движения = как протестантские. Чаще всего под знаменем бхагти (любовь к богу - прямой контакт с богом). Обычно Рама или Кришно - объект бхагти.

\ большую самостоятельность кришнаитский культ, - песнопения, пронизанные чувственностью и восп. плотскую любовь - симол л. к б. (в онсовоном в Сев. Индии)\

Но членство бхагтийских сект незначительно, основателя секты как святого, но следовать ему...



Сокращатеся с VI в. выдающихся поэтов, ученых. Развивается комментирование.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница