Сравнительныйанализ социологических концепций в



Скачать 57.54 Kb.
Дата15.02.2018
Размер57.54 Kb.
ТипИсследование

СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО И Г.В. ПЛЕХАНОВА
В.С. Волегов

Пермский государственный университет
Непрерывное развитие социологического знания делает необходимым исследование процесса становления, институционализации и дальнейшего развития социологии как науки в России. Процесс этот является актуальным ещё и потому, что в социологии, в силу её мультипарадигмального характера, «старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью навсегда» [3, c. 15]. Особое внимание при этом необходимо уделить исследованию и переосмыслению дореволюционного этапа развития социологического знания в России, для которого характерно существование ряда различных школ и направлений. Этапа, наследие которого, в силу ряда причин, до сих пор изучено не в полной мере.

Временем появления социологии в России традиционно считается «эпоха великих реформ Александра II». На первой стадии развития русская социология, как и европейская, основывается на позитивизме. Она выступает в виде таких позитивистских подходов как органицизм (А. Сторнин, П. Лилиенфельд и др.), который быстро потерял идейный кредит; географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.); психологизм (субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев; социопсихизм – Е. Де Роберти); историческая социология (В. Ключевский)[2, c. 25].

Сам термин «историческая социология» появился в конце XIX в., в трудах М.Вебера и Г. Зиммеля. Историческую социологию, несмотря на многочисленные толкования, можно определить как комплекс способов применения социологами данных, относящихся к историческому прошлому[9, c. 452]. Кроме того, в качестве основной идеи исторической социологии рассматривается идея дискретности исторического развития, отрицание единства исторического процесса. В этом плане историческая социология выступает противоположностью по отношению к марксистскому направлению в социологии [1, c. 3-5].

Складывание марксистских (Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. И. Ленин) и других антипозитивистских подходов в России происходит в 1890-1900-ые гг.. Получив широкое распространение на рубеже XIX-XX вв., марксистская социология заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных экономической, социологической и других наук. Крупнейшим её представителем является Георгий Валентинович Плеханов.

Целью данной работы является сравнительный анализ социологических концепций В.О. Ключевского и Г.В. Плеханова, как ярких представителей отечественной социологической мысли на дореволюционном этапе её развития, представляющих различные и, во многом, противоположные парадигмы социологического знания в России. Помимо сопоставления их взглядов на основные категории социологии (общество, культура, социальный закон и т.д.), к задачам данной работы относится изучение их представлений о самой социологии, её задачах и методах.

Следует отметить, что социологию как науку и её предмет они трактовали по-разному, в соответствии со своими теоретическими установками. Смысл социологии на основе марксизма, по Плеханову, заключается в «выявлении и обобщении тех насущных потребностей русской жизни, которые всё более и более толкали наших революционеров на путь политической борьбы». Для Ключевского же социология – «наука об общих законах строения человеческих обществ, приложимых независимо от проходящих местных условий»[5, c. 17]. Задача исторической социологии Ключевского – «историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов – словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие» [5, c. 35]. Её основное отличие от самой истории состоит в том, «что содержание последней составляют результаты исторического процесса, а в первой наблюдению подлежат силы и средства его достижения, так сказать его кинетика» [5, c. 35]. Предмет его исторической социологии – различные сочетания внешних и внутренних условий развития, которые складываются в отдельных странах для того или другого народа на более или менее продолжительное время.

Ядром социологической концепции Плеханова является классовая модель общества, в которой выделены экономический базис и основанная на нём классовая структура российского общества, нацеленность на радикальное изменение социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественного строя, подчинённый социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов [2, c. 221]. В противоположность марксистскому подходу Плеханова, Ключевский источник социального развития видел в росте народонаселения и природных условиях, которые приводили к колонизации. Именно к колонизации он обращается при периодизации российской истории [4, c. 16]. В развитии российского общества отечественный «историк-социолог» выделял четыре исторических этапа: Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII-XIII вв.); Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII- сер. XV вв.); Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая (втор. пол. XV – нач. XVII в); Всероссийский, императорско-дворянский период (с нач. XVII).

Но всё же, межу Ключевским и Плехановым есть немало общего, что и позволяет проводить их сравнение. Прежде всего, они являются сторонниками материалистического понимания истории и общественного развития. Решающее значение в развитии принадлежит народным массам: именно народ является творцом колонизации у Ключевского [8, c. 41-42]. Кроме того, Ключевский первым среди отечественных историков заговорил о роли экономического фактора в историческом развитии.

Что касается Ключевского, то следует отметить при изучении великорусских примет приходит к выводу о первичности сознательно-утилитарного при их появлении, о влиянии природно-климатических условий и хозяйственного цикла. «Здесь схвачены все характерные, часто трудноуловимые явления годового оборота великорусской природы, отмечены её разнообразные случайности, климатические и хозяйственные, очерчен весь годовой обиход крестьянского хозяйства. Все времена года, каждый месяц, чуть не каждое число месяца выступают здесь с особыми метко очерченными климатическими и хозяйственными физиономиями, и в этих наблюдениях, часто достававшихся ценой горького опыта, ярко отразились как наблюдаемая природа, так и сам наблюдатель» [4, c. 103]. К подобным же выводам о первичности сознательно-утилитарного искусстве пришёл и Плеханов на основании изучения плясок и других проявлений первобытного искусства [6, c. 9].

Немало общего можно заметить в вопросе об отличиях в развитии России и других европейских стран. В своей работе «История русской общественной мысли» Плеханов обратился к обзору «объективных условий места и времени», т.е. условий географических и исторических, определяющих собою, по его мнению, ход развития русской общественной жизни. Анализ географической обстановки русского исторического процесса привёл Плеханова к тому заключению, что под её влиянием рост производительных сил русского народа происходил очень медленно «сравнительно с тем, что мы видим у более счастливых в этом отношении народов Западной Европы. Это в значительной степени объясняет некоторые важные, но не абсолютные (как думали славянофилы), особенности нашего общественного быта» [7, c. 2-5]. То же можно встретить и у Ключевского: «восточные славяне увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье» [5, c. 48].



В заключение, необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе анализировались представители двух подходов в дореволюционной отечественной социологии, во многом, противоположных друг другу. Несмотря на кажущуюся противоположность и несовместимость подходов при анализе можно заметить не только различия, но и ряд положений, общих и для марксиста Г.В. Плеханова и для «историка-социолога» позитивиста В.О. Ключевского. Кроме того, следует заметить, что их наследие как представителей отечественной социологической мысли начального периода её существования по многим вопросам не потеряло своей актуальности и в наши дни.

Литература

  1. Афанасьев В.В. Социология истории. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – 240 с.

  2. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. – М.: Онега, 1995. –288 с.

  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Мартис, 1995. – 204 с.

  4. Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник] / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред.В.И. Буганова. – М.: Просвещёние, 1993. – 576с.

  5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории Ч. 1/ Под ред. В.Л. Ясина. – М.: Мысль, 1987. – 431 с

  6. Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сборник III Искусство/ под ред. П. Ф. Юдина. М. 1936. – 432 с.

  7. Плеханов Г. В. Сочинения. Т. XX. История русской общественной мысли. Предисловие Д. Рязанова. – М. Госполитиздат, 1925. – 364 с.

  8. Погодин С.Н. Социологический метод В.О.Ключевского// Социология и социальная антропология. – 2004. Т. 7. № 1. – С. 40-49.

Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичёв; уч. секр. О. Е. Чернощек. – М.: Норма, 2008. – 608 с
Каталог: psu -> files -> 4802
4802 -> Протестное движение рабочих промышленных предприятий: факторы и формы
4802 -> Основные черты постиндустриального общества
4802 -> Формирование у школьников ценностных отношений к этническим традициям в поликультурной среде
4802 -> Теоретико-методологические основы анализа восприятия рисков здоровью
4802 -> Воспитание ценностных ориентаций
4802 -> Взаимосвязь представлений о страхе, особенностей межличностных отношений и характеристик любви у студентов
4802 -> Особенности образа мира у представителей различных этнических групп
4802 -> Представления студентов о своей будущей семье
4802 -> Современная российскя семья


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница