Сравнительный анализ состава и структуры работников промышленности беларуси и швеции: выводы для беларуси



Скачать 214.29 Kb.
Pdf просмотр
страница1/16
Дата23.07.2018
Размер214.29 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
БЕЛОРУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2016. № 4. С. 113–131.
Belarusian Economic Journal. 2016. No 4 P. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ
РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЕЛАРУСИ
И ШВЕЦИИ: ВЫВОДЫ ДЛЯ БЕЛАРУСИ
А.И. Короткевич, Б.В. Лапко
*
В статье анализируется состав и структура по группам занятий работников промышленности
Беларуси и Швеции. На основе сравнительного анализа определены критерии оптимизации структуры работников промышленности Республики Беларусь и предложены направления ее обеспечения в условиях трансформации национальной экономической системы.
Ключевые слова профессиональный состав, работники промышленности, производительность труда, структура занятости, группы занятий, профессии, специалисты, инженеры.
JEL-классификация: Материал поступил 8.04.2016 г Короткевич Алексей Иванович (alexeyk75@mail.ru), кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой банковской экономики Белорусского государственного университета (г. Минск, Беларусь);
Лапко Борис Васильевич (lapkob@tut.by), кандидат физико-математических наук, доцент банковской экономики
Белорусского государственного университета (г. Минск, Беларусь).
Работники предприятий, обладающие определенным потенциалом (физическими интеллектуальным, в условиях формирования инновационной экономики являются наиболее значимым фактором успешного развития. При этом по мере изменения технологий все большую роль играет их интеллектуальный потенциал, благодаря которому реализуется инновационное развитие экономики. Наиболее востребованными в профессиях специалистов и рабочих становятся навыки интеллектуального труда, хотя в рабочих специальностях по-прежнему актуален интеллектуально-физический труд,
который принято называть высококвалифицированным. В связи с этим выбранный
Республикой Беларусь в качестве приоритета инновационный путь развития требует, как показали проведенные нами исследования, изменения структуры работников,
что предполагает на начальном этапе изменение соотношения специалистов и рабочих, а затем – и соотношения рабочих специальностей. В дальнейшем будет показана роль представителей различных групп занятий в генерации инноваций.
В отличие от многих других ресурсов работники предприятий обладают рядом особенностей, определенным образом ограничивающих формирование их оптимальной структуры. Воздействие этих ограничений сводится к следующему:
во-первых, в каждый момент времени численность работников ограничена в абсолютном выражении, поскольку они являются частью населения;
во-вторых, чтобы человек мог войти в состав работников, он должен достигнуть определенного возраста и, как правило, получить соответствующее образование;
в-третьих, человек, обладая свободой выбора, должен выбрать нужную для развития экономики специальность;
в-четвертых, этот ресурс не может быть заменим абсолютно.
Для получения требуемого состава и структуры работников необходимы время на обучение (от года до 15–20 лет, затраты на образование, формирующее мировоззрение, и на специальное образование (в том числе на развитие материальной базы ссузов и вузов, приглашение специалистов и др. Требуется также соответствующее планирование образовательных процессов с целью получения оптимальной структуры работников. При этом одной из важ-


Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Этика краткий
edoc -> Конспект лекций тема 1: Роль рекламы в современном обществе. Вопросы: История развития рекламы. Понятие рекламы
edoc -> Тема часа Собственность в экономической системе общества План
edoc -> Тема 4 10 часов
edoc -> Конспект лекций тема экономическая политика как наука и социальная практика (4 часа) Сущность понятия «экономическая политика». Экономическая политика как наука и практика. Предмет экономической политики
edoc -> Конспект лекций Профессиональная и корпоративная культура Тема Понятие профессиональной культуры и факторы формирования современной профессиональной культуры
edoc -> Информационные технологии в туристической индустрии
edoc -> Тема Город как объект комплексного изучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница