Сравнительный анализ понятия «личность» в православии, индуизме, буддизме и эзотерике



Скачать 460.59 Kb.
страница1/7
Дата14.05.2018
Размер460.59 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Питанов В.Ю.
Сравнительный анализ понятия «личность» в православии, индуизме, буддизме и эзотерике
Оглавление
Введение

Глава 1. Личность в психологии

Глава 2. Личность в Православии

Глава 3. Личность в индуизме

Глава 4. Личность в буддизме

Глава 5. Личность в эзотерике

Заключение
Введение
Мы живём в плюралистическом обществе. Множество религиозных и философских доктрин формируют мировоззрения наших сограждан. Как православные христиане мы полностью это принимаем как дар Бога свободы воли человеку. Но признание дара свободы воли, не подразумевает нашего согласия в признании равноценности различных мировоззренческих позиций. Такой подход обусловлен Божественным Откровением, проявленным через Иисуса Христа, которое пребывает во Вселенской Православной Церкви, как Её Священное Предание. Священное Предание - это опыт Богообщения, опыт постижения Истины. Зная Истину, нельзя мириться с ложью! Плюрализм важный в социальной и юридической сфере, не допустим в догматических вопросах, когда поднимается вопрос об Истине потому что автоматически приводит к жизни во лжи. А ложь приводит к разрушению личности человека.

Любая религиозная система неминуемо поднимает вопрос о природе и устройстве психического мира человека, о мотивах его поступков и о путях преодоления тех духовных, психиатрических и психологических проблем, которые у него диагностируются. Мировоззрение формирует его систему ценностей, во многом определяя поступки человека. Мировоззрение даёт человеку самоидентификацию, формирует его представление и отношение к другим людям, определяет его восприятие смерти.

Православный психолог, сталкиваясь с людьми иного религиозного мировоззрения неминуемо будет поставлен перед рядом проблем. Прежде всего, проблемой понимания человека и его внутреннего мира. Общение – это всегда взаимодействие личностей, не понимая мотивов и целей поведения человека, вряд ли можно найти с ним общий язык. Потому, православному психологу, как и миссионеру, необходимо ориентироваться в том религиозном многообразии, которое имеется вокруг нас. Без этого не будет взаимопонимания и как следствие, будет не возможна корректировка поведения человека, обратившегося к православному психологу за помощью. Миссионерское служение, в данной ситуации тоже скорее всего будет бесплодным.

Православный психолог, в отличии от секулярного, определяет внутренний мир человека через святоотеческий опыт духовного делания и представления о человеке. Это накладывает на него определённые требования, в частности, он, не может потакая желаниям клиента принять иную религиозную систему как истинную. И рассматривать его внутренний мир с позиции чуждых христианству языческих религий. Но при этом он должен уметь обосновывать свою позицию в форме и содержании приемлемом для инаковерующего. Потому знание языческих антропологий и их сравнительный анализ с православным учением о человеке крайне необходим для любого православного психолога, собирающегося работать с людьми иных религиозных взглядов.

В рамках данной работы делается попытка провести краткий сравнительный анализ понятия «личности», существующий в рамках разных религиозных систем и возможные психологические установки, следующие из них.

При этом нужно учитывать, что понятие «личность» осознаётся в некоем богословском контексте и без него не может быть понят. В разных религиозных системах контекст может иметь фундаментальные различия, что не позволяет проводить тождества между формально похожими понятиями.

Также нужно помнить, что в рамках различных религиозных движений возможно теологическое многообразие, ведущее к формированию множества религиозных школ, формально объединённых одной религией.

Работа выполняется на стыке теологии, религиоведения и психологии. К тому же затрагивает крайне мало проработанную тематику взаимосвязи религиозных убеждений и следующих из них психологических установок. Что в свою очередь создаёт для автора немало проблем и ставит его под удар во многом справедливой критики. Общая сложность мировоззренческих концепций, неоднозначность понимания целого ряда религиозных доктрин в том числе в среде их приверженцев, спорность выводов о психологических следствиях ряда религиозных теорий осознаются автором.

Данная работа не столько решает, сколько обозначает существующие проблемы, с которыми неминуемо столкнутся как православные миссионеры, так и православные психологи при общении с инаковерующими.

Глава 1. Личность в психологии


В настоящий момент в психологии не существует единого определения «личности», различные психологические школы в рамках своих теоретических предпосылок дают этому понятию совершенно разные определения и мало вероятно, что в ближайшие десятилетия ситуация в этом вопросе кардинально изменится1.

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: человек обладающий сознанием, и человек, способный управлять своим поведением и психическим развитием2. Согласно психологии, индивидом рождаются, личностью становятся. Понятие «индивид» «указывает на объединение данного человека с человеческим видом»3, это человек как единичное природное существо, само понятие «индивид» отвечает на вопрос: в чём данный человек подобен другим людям? Индивидуальность – это своеобразие человека как индивида и личности4. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительности движений, в чертах характера, темперамента и т.д. Что психологи вкладывают в понятие «сознание»? Сознание – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь5. Благодаря сознанию, человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определённым образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективной форме. Личность всегда обладает сознанием.

Долгие годы психология пыталась развиваться как материалистическое система, любые попытки взглянуть на психический мир человека в религиозном ракурсе исключались6, однако подобный подход в психологии, в настоящее время, явно теряет своё ведущее значение, и делаются активные попытки примирить психологию с религией, и сделать религиозную антропологию частью психологии7.

Глава 2. Личность в Православии


Проблематика личности в Православии является стержневой, её понимание напрямую связано с Божественным Откровением, явленным через Иисуса Христа и выраженном в Священном Предании Церкви и Его главной части Священном Писании8.

Учение о «личности» формулируется в православии через соединение учений о Боге и Церкви, а также православной антропологии. Кратко оно выглядит примерно так9.

Бог Творец создаёт мир из ничего. У Бога нет обязанности его сотворить, мир есть проявление акта свободного решения Бога. Отсюда следует что у Бога есть свобода выбора. Бог не подчиняется собственной природе, Он владеет и управляет ею.

Бог есть Любовь10. Любовь возможна там, где есть Свобода. Бог-Свободен, потому Он есть Любовь. Любовь есть содержание и проявление Свободы. Потому достижение Любви и Свободы вне Бога невозможно.

Личность может проявиться лишь в личностном общении. Любовь возможна лишь там, где есть кого любить! Бог открывает себя людям как Пресвятая Троица, единая природа Бога которой обладают три Личности, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Имена Лиц Пресвятой Троицы – это суть их отношений между собою, а не природное свойство. Учение о Пресвятой Троице есть самая сокровенная и сложная часть православной догматики. Любые заключения по этой теме, передают лишь слабое отражение существующей реальности.

По замыслу Бога Отца, через Сына посредством Духа Святого Творец создаёт мир и человека.

Человек создан по Образу Божию, он никогда не существовал отдельно от Него. Понимание Образа Божия идёт через личность.

Понятие личности не может быть описано, она создаётся по образу Личностей Бога и является даром Бога человеку. Как Бог неописуем, так как выходит за границы всего существующего в мире, так и личность человека, это тайна которая лишь немного нам приоткрыта. Потому и существует много концепций личности11 в Православии. Но все они по сути не столько формально-логические определения, сколько знаки, помогающие выйти за пределы дискурсивного мышления, направляющие человека к опыту сверхъестественного общения с Богом.

Личность – это не часть, не качество, не свойство природы человека, её вообще нельзя мыслить в категориях природы или как-либо сводить к ней. В.Н. Лосский писал: «…личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно…. Личностная… неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный – все, что может быть выражено…. Личность всегда «единственна». Понятие объективирует и собирает. Поэтому только «деконцептуализируемая» отрицанием мысль может говорить о тайне личности, ибо этот ни к какой природе не сводимый «остаток» не может быть определён, но лишь показан. Личное можно «уловить» только в личном общении, … подойти к личности – значит проникнуть в мир личный,…единственность личности не поддаётся никакому определению, личность может быть воспринята лишь в её отношении с другой личностью» .

Даже такие высшие качества природы как разум и свобода воля не описывают её. Личность – это то, что не от мира сего. Это то, что объемлет и владеет природой, то что имеет приоритет перед нею. Именно через личное общение идёт постижение Бога12.

Личность всегда находится как бы над проявлениями своей природы, не являясь ни материалом, ни средством, ни продуктом её деятельности13.

Каждая личность имеет свою уникальность и даже достигая величайшей степени обожения, она не перестаёт быть инаковой по отношению к Богу. В Православии нет растворения личности в Боге.

Личность проявляет себя в общении, через это происходит взаимное обогащение и развитие личностей. Но такое общение невозможно без открытости, открытости личности к природным качествам другого человека, но не ко греху. Грех же в Православии понимается как искажение природы, как нечто не имеющее собственной природы. Духовное развитие личности возможно лишь настолько, насколько она открывает себя навстречу Богу, открытость человеку, это часть открытости Богу.

Так как же можно кратко определить личность, хорошее определение дал Сергей Чурсанов: «Личность есть несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы и актуализирующая себя в личностных отношениях»14.

Первоначально человек жил в раю, там он находился в своём естественном состоянии15. Т.е. его ум, воля и чувства находились в гармоничном сочетании, их действия были единым актом, и они были в единстве с Богом.

Нужно отметить что человек не имеет источника бытия в себе, потому его развитие и бытие без участия Бога невозможно. В раю, через Бога человек был причастен к бессмертию, т.е. бессмертие – это не естественное состояние человека, не свойство его природы, это дар, бессмертие человек получает лишь через Бога.

Человеку была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Бог не мешал человеку познавать мир, но он знал, что это познание возможно лишь в единстве с Богом.

Мистическое единение с Богом просветляло ум людей, давало им возможность понимать Его замысел о Творении. Вкусив с древа познания добра и зла, Адам и Ева разорвали связь с Богом. Нет более внутреннего мистического единства с Ним. Произошло грехопадение.

Грех – это нарушение норм бытия тварного мира, установленного Богом. Грехопадение – это отвержение Бога. Отныне человек сам себе бог и законодатель правил жизни!

После грехопадения, человек вошёл в нижеестественное (падшее) состояние, т.е. произошёл разрыв человека с Богом. Ум, воля и чувства человека были атомизированы, они более не действуют в гармоничном единстве. Они находятся под властью страстей.

Падший человек подменяет истинное величие данное ему Творцом через Образ Божий, гордынею мнимой самодостаточности и живёт в мире фантазий и иллюзий о своём величии. Способность отличать ложь от истины утеряна.

Если в естественном состоянии человек контролировал своё тело, то сейчас, он его раб. Если раньше над человеком не властвовали инстинкты и он был полный хозяин самому себе, то сейчас наша воля поражена, наш ум не способен адекватно оценивать происходящее с нами, мы стали марионетками, как корабль у которого оторвало штурвал, и он почти полностью отдан во власть стихии.

Бог приходит на помощь падшему человеку. Рождается Иисус Христос.

Рождество Христово – это уникальное событие, которое было лишь однажды и единожды и более никогда не повторится! Бог стал человеком, чтобы человек вернулся к Богу.

Я не буду пересказывать Евангелия, полагаю хотя бы поверхностно с ними все знакомы, скажу лишь что Иисус Христос открыл людям путь к духовному преображению, к достижению нового сверхъестественного состояния.

Сверхъестественное состояние, оно же обожение – это состояние, когда ум, воля и чувства опять находятся в гармоничном единстве. Через Таинства Церкви человек становится причастным к нетварным божественным энергиям, он становится цельным, ему открывается путь к сверхъестественному состоянию его бытия. Это бытие возможно лишь через Церковь, потому как там через Таинства и духовную жизнь, происходит мистическое восстановление утраченной цельности человека, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу. Человек в Церкви становится подобным ветви, которую привили к питающему её соком стволу дерева. Христос оставил нам самого себя. Потому что Церковь есть мистическое Тело Христово. Христос – это лекарство лечащее падшую природу человека. Вне Церкви Христовой, достижение сверхъестественного состояния невозможно! Потому что нет полноты мистического единения с Богом, вне Церкви!

Человек пал, его внутренний мир не целостен, он раздроблен. Эта раздробленность хороша видна через его индивидуальность. Личность не есть индивидуальность. Она не имеет статичного бытия. Если личность стремится к развитию, то индивидуальность, это то, что отделяет человека от Бога16.

Индивидуальность выражается за счёт качеств природы. Индивидуум принадлежит виду, точнее является его частью. Индивидуум как бы делит природу на части, происходит своеобразная атомизация природы. Индивидуумы одновременно противопоставлены друг другу и повторны. Как индивидуальность, человек является лишь одной из частей вселенной. Индивидуальные качества никогда не бывают абсолютными, они характерны если не для всего человечества, то точно для группы лиц. Потому индивидуумы различаются лишь степенью выявленности индивидуальных качеств. Индивидуальные качества выявляются на противопоставлении с другими. Но сам акт противопоставления ведёт к дезинтеграции, к разделению. Что по сути является грехом. Ведь противопоставление, означает отделение и отдаление себя от другого. Есть я, есть он, нет мы. Индивидуальность самоутверждается через противостояние себя с другими. Чтобы индивид развивался он должен непрерывно захватывать, подавлять, возвышать себя над другими. Он должен других поглощать.

Индивид не обладает свободой, он социально, психологически, физически зависит от других. Индивид раб природы.

Здесь необходимо затронуть тему души. Понятие «души» сложно. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «…душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одарённая и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабжённым органами телом и доставляющая ему жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть её, ибо как глаз в теле, так ум в душе [одно и то же]; независимая и одарённая способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она – и сотворена, получившая все это естественно от благодати Сотворившего её, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковой по природе»17.

Бог творит душу из ничего18. В какой именно момент происходит творение, у святых отцов нет единого мнения, одни считают, что она создаётся одномоментно с телом, другие на сороковой день после зачатия, есть мнение что душа переходит от родителей к детям.

Душа вместе с телом образует состав человека. Душа многозначное понятие, это и живой человек, и всякая форма жизни, и синоним человека, и душевная жизнь. Душа творится вместе с телом, но она не зависит от него и сохраняется после смерти человека. Тело не обладает собственной активностью, оно находится во власти души.

Душа включает в себя: разум, ум, рассудок, мысль, интеллект, память, воображение, волю, совесть, эмоции и чувства. Это всё природные свойства19.

Что можно сказать о человеке в целом. Человек не единосущен ни душе, ни телу, он единосущен другим людям. Как индивидуальность, он часть целого, как личность, он вмещает в себя всё. Природа есть содержание личности, личность есть существование природы.

Какие выводы можно сделать из всего вышеприведённого? Евангелие утверждает абсолютную ценность личности. Человек ценен в независимости от своего интеллектуального или социального статуса, так как личность не сводится к природе. А также в самом последнем преступнике, или человеке, полностью утратившем способность мыслить, остаётся Образ Божий. Любое негуманное отношение к человеку, есть преступление против Образа Божия заложенного в нём.

Все люди равны перед Богом, все им любимы, потому расизм и любая иная форма превозношения одной личности над другой, не имеют в Православии никакого богословского основания.

В Православии заложены нравственные принципы20, которые неминуемо проецируются на социум, в котором человек живёт. А нравственные принципы базируются на богословии. Во что ты веруешь, тем ты и становишься.

Отвергая любовь, человек отвергает Бога. А любовь невозможна без деятельного служения ближнему. Потому любые формы эгоизма, какими бы мотивами они не объяснялись, ведут к деградации человека и его страданию.

В Православии нет детерминизма. Человек имеет возможность не быть рабом природы, он призван к свободе по отношению к ней. Свобода же налагает ответственность за свои поступки и означает принятие плодов данной свободы. В любых религиозных концепциях, где человек не имеет свободы над природой, нельзя утверждать свободу личности и её ответственность за мир.

Духовное совершенствование личности, в Православии невозможно, в рамках сохранения его индивидуальности, так как подразумевает полное подчинение природы, а потому без аскетической практики, оно невозможно.

В Православии утверждается вечность личности и её связанность с телом, то и другое – это дар Бога! Человек ведётся Промыслом Божьим ко спасению, каждой личности Богом даётся крест, который ей по силам и принятие которого ведёт к духовному развитию и спасению, потому самоубийство и любое иное сознательное причинение себе вреда, есть преступление против Бога, отвержение Промысла Божия.

Психологические проблемы человека, есть следствие его внутренней расколотости и их преодоление, без учёта духовной жизни личности, будут носить временный и неглубокий характер.

Духовное развитие в Православии подразумевает выход за пределы своей индивидуальной ограниченности, а это невозможно без деятельной борьбы со страстями, которые паразитируют на повреждённой природе человека.

Так как духовное развитие личности подразумевает деятельное участие в этом процессе Бога, любое утверждение о духовном саморазвитии человека, является ложным, так как вне Бога человек будет пребывать в рамках своей индивидуальности.

Православие даёт смысл жизни человеку, так как утверждает его вечное бытие и совершенствование в Боге.

Через Православие, человек может примириться со смертью, как всего лишь одним из этапов его вечного пути духовного развития.

Православие решает проблему одиночества, так как подразумевает непрерывное Промысел Божий, через который Бог непрерывно проявляет свою Любовь по отношению к каждому человеку.

Православие даёт аутентичность, все христиане в первую очередь именно христиане, всё остальное вторично.

Православие основано на личностном общении с Богом, потому все формы магического отношения к жизни в нём недопустимы21.

Зная православное богословие, хорошо разбираясь в православной антропологии и видя вытекающие из них богословские и психологические следствия, православный психолог может помочь решать возникающие у людей экзистенциональные проблемы. При этом от православного психолога требуется не формальное знакомссущестовтво и пересказ чужого, а личный опыт духовной жизни, а также хорошее знание православного вероучения. Иначе его польза, для обратившегося к нему за помощью, будет сомнительна.

Глава 3. Личность в индуизме
Индуизм очень сложное явление. По сути за этим названием скрывается огромное количество достаточно разнообразных религиозных школ22. В рамках данной работы нет возможности их все разбирать23, потому автор возьмёт лишь одну из самых популярных, в том числе в самой Индии, философских систем. А именно, философию адвайта-веданты24.

В России, да и на Западе данная философская система в основном знакома благодаря деятельности Вивекананды и его учителя Рамакришны.

Адвайта-веданта – это пантеистический монизм25. Монизм провозглашает существование только одного всеобщего первоначала - Брахмана: все есть одно, из одного выходит и к одному возвращается.

Пантеизм утверждает, что все есть бог, а также провозглашает существование бога во всем. Божество адвайта-веданты растворено в мире, слито с ним, является неотъемлемой частью человека. Человеческая индивидуальность иллюзорна. Иллюзия есть следствие Майи, что есть Майя, неизвестно, она выходит из Брахмана и в нём находится.

Высшее божество есть Брахман. Свами Вивекананда пишет: «Есть только одна всеобъемлющая сущность, и она одна кажется, как многое. Эта Сущность, Душа, или Я, представляет все, что существует во вселенной…Она – Брахман, кажущийся многообразным вследствие разных имён и форм»26; «Есть только Одна Жизнь, Один Мир и Одно Существование. Все представляет собою Единство, и различие бывает только в степени, а не в роде»27.

Весь мир – это всего лишь проявление этого единого первоначала Брахмана во множестве форм, так сказать масок, которые оно на себя одевает. Личность и индивидуальность – это маски которая закрывает истинную реальность, Брахмана. Свами Вивекананда учит: «Сделайтесь …свободными, и вы будете в состоянии принять на себя сколько угодно личностей, какие вам нравятся. Тогда вы будете играть ваши партии, как актёр, как король, выходящий на сцену в роли нищего, тогда как настоящий нищий идёт по улице. В обоих случаях сцена одна и та же, слова те же; и в то же время какая разница! Один наслаждается своим нищенством, а другой страдает от него. Что же делает эту разницу? – Один свободен, другой раб. Король знает, что его нищенство не действительно, что он сам принял его, взял его только для игры; нищий же думает, что оно неразлучно с ним, и он, хочет или не хочет, должен вести его. Это закон, и он несчастен, Вы и я, – пока не имеем понятия о нашей истинной природе, – такие нищие, порабощённые и затолканные всем, кричащие на весь мир о помощи, которая никогда не приходит, старающиеся везде получить её от несуществующих, воображаемых существ и никогда не получающие. Пока мы думаем: «это время, наверно, скоро наступит», и в то же время плачем, рыдаем и надеемся, вся жизнь оказывается пройденною, а игра все продолжается. Будьте свободны! Не надейтесь ни на что от кого бы то ни было»28.

Личность и индивидуальность – это то, что надо преодолеть если человек хочет познать свою истинную природу. Мир вечен, не было момента, когда он появился, не будет и его конца. Вечный мир – тело вечного Брахмана.

Существует только одна Душа-Атман (Абсолют-Безличный Брахман), и эта Душа является сутью любого человека, то, что мы считаем отдельной душой, – всего лишь тот же Брахман. Сама идея существования отдельной от Брахмана души является иллюзией. Забвение знания что индивидуальная душа человека тождественна Брахману и является Им, и есть главная проблема человека, которую надо решить, в этом спасение от перевоплощения.

Решение проблемы неведения своей природы, осуществляется через постижение самого себя, своей истинной природы. Человек как бы спит и грезит, и ему надо проснуться и тогда он понимает, что он не тот, кем себя считал.

Человек не видит бога потому, что находится во власти иллюзий: он считает этот мир материальным, а такое видение мира делает его «слепым» по отношению к Брахману. Если человек хочет познать Брахмана, он должен осознать иллюзорность мира.

Вивекананда в притче описывает данную концепцию так: «Нарада сказал Кришне: «Господи, покажи мне майю», прошло несколько дней, и Кришна предложил Нараде совершить с ним путешествие в пустыню. Пройдя несколько миль, он сказал; «Нарада, я хочу пить; не можешь ли принести мне воды?» – «Подожди немного; я пойду достану её». И Нарада ушёл. Неподалёку была деревня; он вошёл в неё и постучал в одну дверь, Она открылась, и на пороге показалась прекрасная молодая девушка. При виде неё, он тотчас забыл, что его учитель ждёт воды и, может быть, умирает от жажды; забыл все и стал болтать с девушкой. Весь этот день он не вернулся к учителю. На следующий день опять был в том же доме и болтал с девушкой. Разговоры перешли в любовь. Он просил отца девушки выдать её за него; они поженились и имели детей. Так прошло двенадцать лет. Его тесть умер; он наследовал его имущество и жил очень счастливо в своём доме, окружённый женой, детьми, полями, скотом и проч. Но вот случилось наводнение. Однажды ночью река поднялась, вышла из берегов и затопила всю деревню. Дома начали рушиться, люди и животные тонули и все уносилось стремительным потоком. Нарада должен был бежать. Одной рукой он вёл жену, другой – одного из детей; второй ребёнок сидел у него на плечах. Так он пытался перейти вброд страшный разлив.

Течение оказалось, однако, слишком сильным и едва он сделал несколько шагов, как ребёнок, сидевший у него на плечах, упал, и его унесло. Нарада испустил крик отчаяния и, стараясь спасти этого ребёнка, выпустил из руки того, которого вёл; и этот тоже погиб. Наконец, его жена, которую он изо всей силы прижал к себе, чтобы спасти хоть её, была оторвана от него потоком, и он один был выброшен на берег. С рыданиями упал он на землю и горько жаловался. Как вдруг почувствовал лёгкое прикосновение и услышал: «Где же вода, дитя моё? Ты ушёл, ведь, чтобы принести мне воды, и я жду тебя уже около получаса». Полчаса? В эти полчаса он пережил целых двенадцать лет и столько событий! – И это – майя. Так или иначе, мы все в ней»29.

Мир – это грёзы Брахмана, которые подобны клубам дыма. Из них создаются формы, они трансформируются и развеиваются при первом же порыве «истинного знания»: «…майя или неведение, – или имя и форма… есть часть, маленькая частица одной Бесконечной Сущности, внушающей нам идею о множественности вселенной…»30.

Спасение в рамках концепции адвайта-веданты, есть растворение индивидуальности, исчезновение личности, полное слияние с Брахманом.

Добра и зла в рамках адвайта-веданты нет. Если на первых ступенях развития, по утверждениям Свами Вивекананды, добро реально, то на более высоких оно исчезает: «…душа не подчинена никаким физическим, умственным и нравственным законам»31.

В адвайта-веданте отсутствуют абсолютные нравственные законы. Если христианин всегда должен исполнять заповеди Господни, свами Вивекананда стремится к свободе от всего, в том числе и от «оков добра»: «Освобождение означает полную свободу – свободу от оков добра так же, как и от оков зла»32; «Различие между слабостью и силой, между добродетелью и пороком, между небесами и адом, между жизнью и смертью лишь в степени, все различия в этом мире лишь в степени, а не в сущности, ибо основа всего единство»33.

Фактически зло, в трактовке адвайта-веданты, становится вечной категорией, без которой жизнь невозможна. Представьте себе жизнь по адвайта-веданте: на ваших глазах убивают, – не вмешивайся, жертва преступления изживает свою карму. На ваших глазах насилуют – о, это – «божественная игра», «господь» - Брахман играет сам с собою.

В рамках концепции Брахмана-Абсолюта, играющего с самим с собою, грезящего миром, нет места христианскому понятию греха. Раз не было разрыва с тем что адвайтисты ставят на место Бога, раз природа «индивидуальной души» тождественна Абсолюту, то разве Абсолют может грешить?

«Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку. И величайшей ошибкой, говорит веданта, было бы говорить, что вы слабы, что вы грешник, несчастное создание, говорить, что у вас нет сил и вы не можете сделать то или другое. Всякий раз, когда вы думаете подобным образом, вы, можно сказать, добавляете ещё одно звено к той цепи, которая не даёт вам подняться, вы накладываете ещё один слой гипнотизма на свою собственную душу. Поэтому не прав тот, кто думает, что он слаб, не прав тот, кто считает, что он порочен, и человек, думающий подобным образом, бросает в мир порочные мысли»34.

В рамках доктрины адвайта-веданты нет покаяния. Грезящему Абсолюту не в чем каяться перед самим собою.




Каталог: sites -> default -> files -> articles
articles -> Значительную часть современного общества можно смело назвать поп-культурным обществом, живущим мифами о религии и науке
articles -> Питанов В. Ю. Шамбала под следствием
articles -> Даосизм: от теософских мифов к реальности
articles -> Питанов В. Ю. «Хроники Акаши» как источник оккультных откровений
articles -> Питанов В. Ю. Зороастризм, или о чем не учил Заратустра
articles -> Питанов В. Ю. Вальдорфские школы как школы антропософии
articles -> Питанов В. Ю. Идолы неоиндуизма
articles -> Питанов В. Ю. Аюрведа без рекламы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница