Способность человека абстрагировать становится опасной для человечества



Скачать 144.14 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2018
Размер144.14 Kb.
  1   2


Способность человека абстрагировать становится опасной для человечества.

Между детерминизмом и индетерминизмом.

Не понимаю, почему детерминизм и индетерминизм противопоставляют друг другу. Даже из определения этих понятий следует, что детерминизм является следствием из индетерминизма. Если под детерминизмом считать порядок, а индетерминизм – это хаос, то порядок это просто частный случай хаоса. Порядок это одна из разновидностей хаоса, порядок это упорядоченный хаос. То есть детерминизм является следствием из индетерминизма.

Может классическое отношение к детерминизму и индетерминизму возникает из-за того, что детерминистические и индетерминистические свойства присваивают самой природе? А на самом деле это просто методы исследования. Природа такова, какова она есть. А вот когда мы начинаем описывать природу, то для этого придумываем в своём сознании различные понятия, в том числе и понятия детерминизма и индетерминизма. То есть понятия детерминизма и индетерминизма это не свойства природы, а методы изучения природы, методы, придуманные в нашем сознании. Если мы будем это чётко понимать, то никакого противопоставления и не будет. Детерминизм и индетерминизм это просто методы изучения окружающего мира. Причём детерминизм является частным случаем индетерминизма. Попробуем в этом разобраться.

Рассмотрим пример упругого соударения и рассеяния биллиардных шаров. Если не придираться к очень большой точности, то теоретическую задачу рассеяния биллиардных шаров можно считать детерминистической. То есть рассеяние биллиардных шаров можно считать задачей классической физики, и эта задача теоретически может быть решена в рамках классической физики.

Но практически осуществить это детерминистическое описание крайне сложно. Попробуйте из 100 шаров все шары отправить точно в лузу. Навряд ли это получится. А вот 1000 шаров отправить точно в лузу, скорее всего, не удастся никому. Потому что есть некоторая предельная погрешность в направлении удара, и удержать каждый удар в рамках этой погрешности крайне сложно. Теоретически это возможно, а практически крайне трудно. Если шары достаточно крупные, то задача выглядит проще. Но если шары мелкие, то задача быстро усложняется, и направление удара нужно выдерживать с большей точностью, кроме того, мельчайшая соринка или пылинка может повлиять на движение шара. И для решения этой задачи придётся использовать теорию вероятностей. То есть приведённая задача постепенно как бы превращается из детерминистической в индетерминистическую задачу. Точнее, в общем виде эта задача индетерминистическая, но в частных случаях она может быть решена методами детерминизма.

Задачу по упругому рассеянию биллиардных шаров, вообще можно решить разными методами, в частности, и методами классической физики, и с использованием теории вероятностей. То есть в данном конкретном случае детерминизм и индетерминизм являются просто разными методами решения задачи.

А если мы перейдём к вопросу о рассеянии электронов, то задача автоматически становится индетерминистической, то есть вероятностной. И не только потому, что мы не сможем обеспечить чистоту эксперимента, задать точные начальные условия, но и потому, что мы не знаем строение электрона.

Эволюционно, для общения на бытовом уровне люди придумали языки общения. Поскольку люди, в основном существа эмоциональные, то бытовые языки служат в основном для общения на эмоциональном уровне. Но с формированием у человека логического восприятия, эмоциональные языки начали приспосабливать и для общения на логическом уровне. Получалось это довольно плохо. Но в гуманитарной области бытовые языки так и используются для передачи логической информации. Передача логической информации на бытовых языках всегда очень неточна, это было как в прошлом, так и в настоящее время. Поэтому давно возникла потребность в более точных языках общения для передачи логической информации.

И такой язык начал постепенно формироваться – это математический язык. Вначале это был чисто практический язык, потом математический язык стал постепенно превращаться в теоретический язык, их стало два: геометрический и алгебраический языки. А в настоящее время математических языков для описания явлений в окружающем мире очень много.

Но как нас учили в советские времена? То, что написано в газете «Правда» – это абсолютная правда и абсолютная истина, в которой нельзя сомневаться. Математика – это язык природы. То, что написано на математическом языке, есть абсолютная истина, математизация природы – это и есть сама природа. То есть математическому языку изложения мы должны были беспрекословно верить.

Практически же, куда ни ткнёшься, везде были неясности и вопросы. Это касалось и бытового языка в общественной жизни, и математического языка в науке. Истина, наблюдаемая в окружающем мире, часто не соответствовала истине, изложенной каким-либо языком. Чему нужно больше доверять: тому, что ты наблюдаешь в окружающем мире, или тому, что написано в учебниках? Нас не учили сомневаться в написанном. Более того, нас приучали свято верить в написанное. Преодолеть шоры такого обучения не каждому дано. Освободиться от такого тоталитарного мышления, даже в науке, не так просто.

Вот учёные начали изучать мир элементарных частиц. И постепенно, через два, три десятка лет выяснили, что мир элементарных частиц можно изучать двумя основными математическими языками: дискретным языком и волновым языком. Очевидно, что есть и другие математические языки изучения, но объять необъятное невозможно, поэтому на этом останавливаться не будем. Из всех возможных методов изучения победили два метода: дискретный и волновой. Это просто два математических языка, с помощью которых мир элементарных частиц довольно удобно изучать. В соответствии с дискретным математическим языком элементарную частицу можно представлять в виде некоторого материального пакета. А в соответствии с волновым математическим языком элементарную частицу можно представлять в виде волнового пакета. И всё. Это просто математические методы изучения!

Но что происходит дальше? Во-первых, мы объединяем эти два метода в один. Во-вторых, мы присваиваем реальным элементарным частицам свойства, которые следуют из этих методов. Иначе говоря, мы свойства математических методов присваиваем реальным частицам, и объявляем, что элементарные частицы обладают дуализмом свойств: это материальные частицы, которые обладают свойствами волновых пакетов, или наоборот, это волновые пакеты, которые обладают корпускулярными свойствами. Это нонсенс: мы мысленно объединили два различных математических метода, и свойства этих математических методов присвоили реально существующим материальным объектам! Естественно, следующим шагом стало утверждение, что какова физическая теория, таков и окружающий мир. Это уже вершина полного абстрагирования от реального мира, и конец науки.

Мне удалось вырваться из этого абстрагирования. И теперь нужно как-то выруливать к реальной науке.

Вначале заметим, что в предельное абстрагирование человечество впадает не первый раз. Впервые, глобально, человечество впало в абстрагирование при возникновении мировых религий. Способность абстрагировать на эмоциональном уровне сознания завела нас в мир религии. Именно за счёт абстрагирования появилось понятие всемогущего бога, деятельностью которого можно объяснить всё происходящее в этом мире.

И даже в науке человечество уже впадало в полное абстрагирование и отрыв от реального мира. Способность абстрагировать на логическом уровне может завести нас в мир иллюзий. Таким примером является математическая теория Птолемея, созданная примерно 2000 лет назад. Птолемей придумал математический способ описания и предсказания явлений в планетной системе, способ чисто математический и абстрактный, оторванный от реальной Солнечной Системы. Но со временем этот абстрактный способ материализовали, и объявили, что планетная система является именно такой, какой её нарисовал Птолемей. Человечество первый раз применило постулат: какова теория, таков и окружающий мир. Сбросить шоры с этих абстрактных представлений удалось только через полторы тысячи лет, в эпоху возрождения. История очень поучительная, но она нас так ничему и не научила.

Главный вывод из этой истории таков:


Каталог: Doc
Doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
Doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
Doc -> Международная организация труда
Doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
Doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница