Способы решения мыслительных задач детьми дошкольного возраста



страница1/4
Дата10.05.2018
Размер375 Kb.
  1   2   3   4

Способы решения мыслительных задач детьми дошкольного возрастаg:\dcim\100msdcf\dsc05444.jpg
В современных психологических работах убедительно показано, что умственное развитие ребенка является результатом сформированных в деятельности умственных действий, которые позволяют решать разнообразные задачи (Дж. Брунер, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.).

Источником служат внешние действия с предметами (Ж.Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков). Ребенок решает проблемные задачи не только производя действия с предметами, но и оперируя образами и схемами (Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием сменяющих друг друга форм практической деятельности. На смену манипулятивной деятельности, позволяющей младенцу открывать свойства предмета, приходит предметная деятельность, в которой ребенок познает функциональное назначение предметов. Её сменяет орудийная деятельность, вводящая развивающегося индивида в мир постоянных вещей. Предметная и орудийная деятельность ложится в основу более сложной формы деятельности – продуктивной. Продуктивная деятельность уже направлена на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов.

В исследованиях последних лет было показано, что каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и вооружает ребенка определенными способами решения проблемных ситуаций.

В тесной связи с практической деятельностью ребенка возникает наглядно - действенное мышление. В качестве основного признака наглядно-действенного мышления выделяют тесную связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальную невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Этот признак определяет все особенности наглядно-действенного мышления.

Исследования наглядно-действенного мышления проводились в основном на детях раннего и младшего дошкольного возраста.

Так, Ж.Пиаже выделяет сенсомоторный период, когда возникающие в действии проблемные ситуации актуализируются в контексте внешних действий с предметом.

Дж. Брунер по этому поводу сообщает, что сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром.

Многие исследования элементарного мышления показали, что существуют различные способы практических преобразований объектов, приводящих к успешному решению проблемных ситуаций.

В многочисленных исследованиях выделялось


Каталог: downloads -> docs
downloads -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
downloads -> Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»
downloads -> Методические указания к изучению дисциплины и контрольные задания Для студентов заочной формы обучения специальностей
downloads -> Томас содейка
downloads -> Отчет научно-исследовательской работы " Анализ системы управления персоналом в органах государственного (муниципального) управления "
downloads -> Что такое религия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница