Спецкурс «образная мотивация (метафорическое осмысление) дискурса повседневности»



Скачать 194.71 Kb.
страница1/9
Дата16.08.2018
Размер194.71 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ЛИНГВО-

КОГНИТИВНЫЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

ПОДХОДЫ

Программа курса



Автор: ст. преп. И.В. Захаренко
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать тот факт, что научные исследования переместились в область антропологической парадигмы: в центре внимания оказался носитель сознания, языка и культуры. С позиций антропологической парадигмы язык и взаимодействующая с ним культура рассматриваются в тесной связи с бытием человека – с его самопознанием и осознанием мира не только как физически воспринимаемого, но и как созданной человеком духовной реальности: моральных и нравственных устоев его бытия в «Я – Ты – Он» взаимоотношениях (В.Н. Телия). На человека, живущего в контексте культуры, которая стала для него «второй реальностью» (Н.Д. Арутюнова), неизбежно влияют изменения окружающего мира, условия меняющейся социальной среды (медиализация жизни, развитие новых технологий – электронные СМИ, Интернет; тотальное мифотворчество и порожденная им манипуляция массовым сознанием, глобализация происходящих процессов). Отсюда – пристальное внимание в гуманитарных исследованиях к росту национально-культурного сомосознания и национально-культурной составляющей дискурса и – как следствие – изменение и методологических подходов к изучению коммуникации.

Предметом данного курса является изучение национально-культурной специфики языкового сознания, речевой деятельности в свете лингво-когнитивного и лингвокультурологического подходов, позволяющих выявить способы, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру. В фокусе рассмотрения – проблемы моделирования действительности, структурирование фрагментов национальной языковой картины мира посредством сложной многослойной «архитектоники знаний, образов, представлений, сосуществующих друг с другом, создающих тонкую многомерную паутину взаимосвязей и взаимозависимостей» (В.В. Красных), и «воплощение» конструируемой модели в дискурсивных практиках, охватывающих все сферы бытия человека в мире.

Задачи курса:


  • рассмотреть, каким образом информация о специфическом национальном восприятии мира, межличностных и социально-групповых отношениях, осознании своего «Я», самоидентификации человека в мире «фиксируется» в языке и проявляется в дискурсе;

  • дать представление о процессах метафоризации в контексте мифопоэтических моделей мира и текстов культуры (Библия, фольклор, худ. литература и др.);

  • выявить значимое (ценностное) и незначимое в культуре, способы оценки значимого по шкале «хорошо – плохо»;

  • показать, как единицы дискурса становятся телами знаков «языка культуры» (эталонами, символами, стереотипными представлениями), говорящими об «окультуренном» мировидении (В. Н. Телия).

В ходе занятий студенты должны получить представление о лингво-когнитивном и лингвокультурологическом подходах к коммуникации; приобрести некоторые навыки практической работы в соответствующем проблемном поле, а именно: научиться пользоваться инструментарием, позволяющим осуществлять интерпретативный анализ образного основания единиц языка и дискурса, с помощью которого можно проследить, как на уровне порождаемых текстов разных типов заявляет о себе национально-культурная идентичность.

Спецкурс адресован студентам всех курсов и отделений филологического факультета. Предполагаемый объем – годовой курс в объеме 60 часов. В конце курса студенты сдают зачет; возможно написание творческой работы.

Курс условно можно разделить на два раздела: а) общие теоретические положения, ключевые понятия и термины, предлагаемые в рамках курса, б) моделирование пространства культуры как пространства бытия человека в мире.


Каталог: ~discours -> images -> stories -> programs
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: «за» и «против»
stories -> Гипотеза лигвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> В. Красных. № Гипотеза лингвистической относительности
stories -> Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки Санкт-Петербург «Искусство-спб»
programs -> Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию
programs -> Программа курса Тема Культура как дискурсный конструкт
programs -> Введение в герменевтику


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница