Специфика технического знания



Скачать 124.08 Kb.
страница1/2
Дата30.12.2017
Размер124.08 Kb.
  1   2

В.Г. Недорезов,
кандидат философских наук


СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

           В ХХ веке человечество вступило в новый этап своего развития, характеризуемый нарастанием темпа и масштабов технических изменений, ростом влияния технических наук на самые различные сферы человеческой деятельности. Развитие техники и технического знания все в большей степени определяет тенденции и ускоряет развитие самого общества. Сегодня бытие человека заметно меняется не только на протяжении человеческой жизни, но и на более коротких отрезках времени.


           Изменения в сфере техники и технического знания, охватившие за два столетия практически весь мир, переводят общество в новое качественное состояние, идут процессы концентрации и глобализации жизнедеятельности, общественного сознания, культуры, пробивается своеобразное понимание переходного характера нынешнего человеческого общества, когда коренным образом меняется не только тип производства, но и весь строй жизни.
           Современный этап в развитии технического знания связан с научно-технической революцией, с “онаучиванием” техники. Научное знание приобретает новую практическую направленность, что приводит к осуществлению качественных глубочайших изменений, как в технике, так и в самом научном познании.
           Техника превращается в разветвленное и единое целое, в органическую часть высоко организованной техносферы, сопоставимой с живой природой, где управление технико-технологическими процессами переходит к самой технике и происходит бурное развитие технического знания.
           Актуальность исследования технического знания связана также с необходимостью в анализе отдаленных последствий процесса реализации научно-технических достижений. Философские исследования технического знания позволяют выявить основные тенденции в развитии современной техники, ее влиянии на общество.
           С развитием научно-технического знания изменяется характер научно-технической деятельности. Ее новые способы определены не только изменениями в системе социальных ценностей и целей, регулирующих деятельность, но и характером самих осваиваемых объектов.
           Когда научно-техническая деятельность начинает осваивать сложные саморазвивающиеся системы, в которые включен сам человек, то его действия уже не являются чем-то внешним по отношению к объекту. Непродуманное изменение объекта может вызвать катастрофические последствия для самого человека, ибо, трансформируя объект, он изменяет свои собственные связи и функции. В этом случае желательны, да и просто неизбежны, определенные ограничения научной, инженерной и, вообще, человеческой деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых взвешенно оцениваются отдаленные последствия технических решений. И эти ограничения основываются не только на объективных технических знаниях о возможных направлениях технического развития, но и на определенных гуманитарных ценностях.
           В этих условиях особую значимость приобретает осмысление сущности технического знания, оснований его эволюции, специфики взаимоотношений с другими областями научного знания, инженерной практикой. Сейчас, в период решения целого ряда глобальных технических задач, резко повышается роль и значение технического знания, формируются новые комплексные научно-технические дисциплины, расширяется поле взаимодействия, гуманитарных, естественных и технических наук.
           Совокупность проблем, связанных с изменениями в научно-техническом знании, требует общего концептуального обоснования, и этот запрос в существенной мере повлиял на выбор автором темы исследования.
           Хотя феномен техники привлекал внимание еще античных философов, первые работы, ставящие технику и наше знание о ней в центр систематического научного философского анализа, появляются только в конце XIX - начале ХХ века. Выделяются два основных направления философской рефлексии в данной области: инженерный подход, как попытка техников выработать философско-мировоззренческие основания своей сферы деятельности, ведущий начало от Эрнста Каппа(1808-1896), Петра Энгельмейера (1855-1940) и Фридриха Дессауэра (1881-1956), и гуманитарная философия техники, как совокупность усилий ученых-гуманистов осмысливать технику философски, в качестве предмета дисциплинарных рефлексий, развиваемая, например, Льюисом Мэмфордом (р.1895), Хосе Ортега-и-Гассетом (1883-1955), Мартином Хайдеггером (1889-1976) и Жаком Эллюлем (р.1912). Так, в первой половине XX века, экзистенциалисты и близкие к ним философы, такие, как Анри Бергсон(1859-1941), Карл Ясперс(1883-1955) и Габриэль Марсель(1889-1973), применяли концептуальный аппарат философии жизни для анализа проблем современного технологического общества.
           Критика “технической цивилизации” (Хельмут Шельский), концепция “поэтапной социальной инженерии” (Карл Поппер), “критическая теория Франкфуртской школы” (Герберт Маркузе, Юрген Хабермас), теории информационного общества (Даниэл Белл, Алвин Тоффлер) и т.д., современные дискуссии, которые фокусируются на этических проблемах и на функционалистском анализе взаимоотношения техники, общества и природы, так или иначе, обращаются к социальным проблемам, связанным с развитием техники и технического знания.
           Представители инженерно-технического направления второй половины XX века: Симон Мозер, Ханс Ленк, Гюнтер Рополь, Алоиз Хунинг, Ханс Закссе и Фридрих Рапп, Марио Бунге и др., предпринимают попытки познать действительность с помощью научно-технических терминов и понятий, переосмыслить гуманитарные области знания (например, философию и этику) в русле естественных и технических наук, указывают на необходимость взаимосвязанного изучения эпистемологических и онтологических сюжетов, а также техноаксиологии (системы технических ценностей) и технопраксиологии.
           В отечественной философской мысли значительное внимание уделялось философско-методологическим аспектам анализа техники и технического знания. В разработку концептуального понятийного аппарата в этой области наиболее существенный вклад внесли: Кедров Б.М., Мелещенко Ю.С., Чешев В.В. Методологические проблемы научного технического знания рассматривали: Горохов В.Г., Маринко Г.И., Московченко А.А., Покатаев Л.И., Урсул А.Д., гносеологические - Фигурновская В.М., Шеменев Г.И. Широко известны историко-философские и социально-философские работы Зотова А.Ф., Козлова Б.И., Розина В.М., Степина В.С., Тавризян Г.М. Социально-философский анализ цивилизационных следствий технического развития проводился в трудах Кутырева В.А., Назаретяна А.П., антропологических - Князева В.Н., изменений в техническом знании в современном информационном обществе, - в работах Ворониной Т.П., Ракитова А.И., Сурковой Л.В. и. т.д.
           Целью исследования является философско-методологический анализ особенностей эволюции технического знания и выявление специфики технического знания на различных ее этапах, а его задачи заключаются в том, чтобы:
           1.Раскрыть генезис ранних форм технического знания.
           2.Уточнить положение технического знания в системе наук о природе и обществе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница