Специфика кураторской деятельности



Скачать 217.99 Kb.
страница1/2
Дата11.03.2018
Размер217.99 Kb.
  1   2

РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ¹

СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста занимает воспитательная деятельность, осуществляемая через институт кураторов. Наряду с овладением теоретических и практических знаний, студент приобретает, в процессе обучения в вузе, опыт внутригруппового общения, взаимодействия с разными социальными институтами, организациями совместной работы со студентами других курсов Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение. При организации кураторской работы выделим 3 взаимосвязанных и взаимозависимых плоскостей построения взаимоотношений в системе «куратор - группа -вуз».

Первая плоскость - «Общественно-полезная деятельность» -комплекс мероприятий, выполняемых в индивидуальном и групповом порядке всеми студентами с целью преобразования социальной действительности на факультете, в вузе, районе, городе.

Вторая плоскость - «Студенческое самоуправление» - распределение полномочий и ответственности между членами академической группы с целью сплочения группы и совершенствования профессиональных организаторских умений студента.

И третья плоскость - «Культурно-досуговая деятельность» -область релаксационного значения для студенческой группы. Общественно-полезная деятельность студентов состоит из следующих направлений:


  1. Общественно-трудовая деятельность студентов (дежурство в аудитории, уборка территории вуза)

Общественно-организационная деятельность (дежурство студентов; помощь в организации и проведении семинаров, круглых столов, конференций на факультете; помощь в проведении традиционных мероприятий факультета и др.)

  1. Общественно-спортивная деятельность (участие во внутривузовских, районных, городских спортивных мероприятиях и др.)

  2. Общественно-благотворительная деятельность (самостоятельное проведение благотворительных акций, мероприятий в рамках сотрудничества кафедры с различными социальными учреждениями и др.)

  3. Общественно-творческая деятельность (организация и проведение тематических мероприятий на факультете - «Посвящение в студенты», «День открытых дверей»; организация внутригруппового досуга и др.). Осуществление работы в данных направлениях позволяет студентам: раскрыть свои внутренние личностные ресурсы; обогатить опыт профессионального взаимодействия с социумом на микро, макроуровне и выстроить свою профессиональную перспективу; определить в процессе
    рефлексии актуальные ресурсы и ограничения студенческой
    группы; занимать активную позицию в жизни университета.

Следующим важным направлением в кураторской работе является организация студенческого самоуправления в группе. В студенческой группе сферы деятельности и обязанности целесообразнее распределять не только между старостой, профоргом и организатором, но и дополнительно вводить «ответственные группы», как длительного функционирования, так и краткосрочного. «Ответственная группа» - это любая микрогруппа, которая формируется для выполнения (осуществления) какого-либо мероприятия и рассматриваемая как часть студенческой группы. Например, креативная группа с мобильным составом, группа «Жизнь в общежитии», группа «Благотворительные акции». В каждой микрогруппе в результате голосования определяется ответственный за данное направление студент, осуществляющий координирующую и контролирующую функции в данной подгруппе. По желанию студенты могут быть членами нескольких ответственных групп. Таким образом, перераспределение обязанностей в студенческой группе позволяет мобилизовать ресурсы всей группы в целом и удовлетворить личные стремления каждого студента.

Культурно-досуговая деятельность в курируемой группе осуществляется через проведение следующих мероприятий:



  1. межгрупповые встречи со студентами параллельных курсов факультета (проводятся два и более раза в семестр);

  2. внутригрупповой досуг - празднование дней рождений (два раза в семестр); экскурсии («Обзорная» осуществляется по вузу и центру города, «По историческим местам Тамбовщины» и др.);

3. летопись курса (составление фотоальбома; компьютерной и стендовой презентации о жизни группы; видео, СО записи и др.);

Осуществление данных мероприятий при работе с группой позволяет:



  • сформировать атмосферу доверия и взаимопомощи в группе;

  • создавать ситуации сотрудничества;

  • способствовать сплочению группы;

  • содействовать релаксации студента внутри группы;

  • расширять и углублять межличностные отношения студентов.

Кураторская работа в студенческой группе осуществляется на индивидуальном и групповом уровне.

Деятельность на индивидуальном уровне предполагает осуществление обязательных личных встреч с куратором, имеющих целью определить: трудности, возникающие у студента в учебном процессе, во взаимоотношениях в группе, в адаптации к условиям обучения в вузе, проживания в общежитии и т.п.; пути преодоления возникших затруднений; перспективу учебного и профессионального роста студента; конструирование новой более успешной модели поведения студента; отмечаются личные, академические, общественные достижения студента. В течение всего учебного года по запросу студента осуществляются ситуативные индивидуальные беседы. Работа на групповом уровне предполагает еженедельные встречи всей группы с куратором для решения внутригрупповых, организационных задач, обмена информацией, рефлексии деятельности группы. В процессе осуществления кураторской работы приходится сталкиваться с рядом трудностей: несвоевременное исполнение общественных поручений, пренебрежение возложенными обязанностями, отказ некоторых студентов от посещения внутригрупповых мероприятий. Для преодоления возникших проблем возможно использование следующих приемов работы:



  • личные беседы куратора со студентом (ми) для выяснения причин и обстоятельств возникновения трудностей;

  • предоставление возможности исправить ситуацию (доделать работу, новое поручение и т.п.);

  • назначение одного или группы помощников;

  • перераспределение обязанностей между членами группы;

  • отстранение студента от выполнения возложенных ранее на него обязанностей;

  • усиление рекламной деятельности внутри группы для привлечения неактивных студентов к мероприятиям.

Особое значение при работе со сложными ситуациями имеет игра «Моя ответственность» - все члены студенческой группы должны встать в круг и взяться за руки, у каждого студента появляется по соседу справа и слева, таким образом, определяется «Кто» и «За кого» несет ответственность за участие в предстоящем мероприятии. (Напр., фрагмент круга ...Лена - Леша -Маша - Игорь... Следовательно: Леша отвечает за Лену и Машу, Маша за Лешу и Игоря). Каждый студент самостоятельно определяет меры позитивного воздействия на своего «соседа» для обеспечения его присутствия на мероприятии. Круг восстанавливается перед проведением мероприятия, и выясняются причины отсутствия некоторых студентов, происходит обмен рекомендациями по изменению тактики привлечения студентов к групповым акциям, осуществляется рефлексия достижений каждого студента в этом направлении.

Таким образом, кураторская работа направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям вуза, создание поддерживающих, доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование через взаимодействие со студенческой группой.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО КУРСА
Содержание работы куратора студенческой академической группы в последние годы существенно изменилось и включает в себя:

  • постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес кличности каждого студента;

  • контроль над успеваемостью студентов;

  • знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

  • помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

  • привлечение студентов к научно - исследовательской работе, изучение их научных интересов;

  • приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

  • индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.

Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора;

  • доведение до сведения деканата и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в университете;

  • этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль над соблюдением ими правил внутреннего распорядка в институте.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница