Специфика информационной и сетевой культуры



Скачать 109.21 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2018
Размер109.21 Kb.
  1   2

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ И СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

(КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Е.А. Цымбал, ассистент

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Многие исследователи, в частности, Энтони Гидденс [2] и Зигмунд Бауман [1], полагают, что ситуация господства информатизации, присущей развитым капиталистическим странам ведет к кризису идентичности человека: виртуальный мир средств массовой информации разрушает связь с историей, заставляя жить только настоящим, и притом иллюзорным. Тем не менее, в современной культуре доминирующей становится именно ситуация информационного обмена, которая является важнейшим фактором также и личностного развития.

Информационная цивилизация формирует информационную культуру. С одной стороны, эта культура характеризуется как разнообразная, а с другой - как фрагментарная, в частности Э. Тоффлер характеризует её как «клип-культуру» [8, с. 277]. Подобные идеи выдвигают и известные американские футурологи Джон Нэсбитт и Патриция Эбурдин [3], полагая, что информационная культура резко меняет связи человека с внешним миром, его жизнь уже гораздо менее определяется социально-экономическими условиями, что приводит к смещению приоритетов в сторону свободной творческой деятельности.

В оценке социокультурной ситуации постиндустриального (информационного) общества следует выделить две противоположные точки зрения. Оптимистичная позиция по праву принадлежит Э. Тоффлеру, Д. Беллу, Й. Масуде, А. Кингу и др., другая же, в основу которой были положены пессимистичные убеждения в том, что из кризиса выхода нет - К. Ясперсу, Э. Фромму, Г. Маркузе, Т. Адорно, а еще раньше - О. Шпенглеру и Н. Бердяеву. Существование культуры внутри компьютерных сетей, с одной стороны, приводит к определенной ее унификации: распространению английского языка как основного средства межнационального общения в интернете, появлению интернациональной культуры пользователей интернета, распространению интернациональных субкультур, общесетевых мемов1 и обычаев. С другой стороны, стремление к индивидуализации и легкость осуществления разного рода интернет-проектов приводит к новому подъему тенденции к деунификации: акцентированию на национальной, субкультурной, социальной и прочей специфике, развитию новых индивидуальных идентификаций в киберпространстве. Остановимся на понятии информационной культуры и особенностях ее коммуникативного пространства как основополагающих.

Информационная культура является аспектом культуры, связанным с информацией, и может интерпретироваться как часть культуры, посвященная получению и обработке информации. Определений информационной культуры известно множество, поскольку она может пониматься как в широком (опыт человечества), так и в узком смысле (как методика обработки информации [7, с. 1-10]).

К основным этапам становления информационной культуры, по нашему мнению, следует отнести:

- формирование устных традиций (эпоса, мифа) как первоначальной формы передачи значимой информации;

- формирование письменности и текстуальной культуры на ее основе. Сюда входила культура общения с документами и культура оперирования информацией.

- возникновение компьютеров и кардинальная революция в информационной культуре на основе принципа виртуальности и многомерного характера передаваемой информации.

Появление новой парадигмы информационной культуры определяется целым рядом причин из объективной реальности, в частности, одним из критических моментов можно считать изменения в сфере передачи, ретрансляции и хранения общественно и культурно значимого знания. В действительности, прогрессивное накопление возрастающего количества информации в обществе сегодня требует новых способов ее хранения и передачи. Строение информационного общества включает в себя не только базовые блоки социального устройства общества (как экономика, политика и пр.), но также требует использования новых понятий, которые связаны с внутренней, духовной жизнью отдельного индивида и всего общества. В этом проявляется близость информационного общества, со свойственной ему ориентацией на производство и потребление информационного продукта, к пространству культуры. По сути, уже оказывается невозможным отделить бытие социальных институтов от институтов культурных, поскольку информация смывает грани и отличия между структурами. Вследствие бурного развития средств масс-медиа (телевидение, компьютеры, глобальные сети, PR-технологии и пр.), и наступивших перемен в культурном пространстве общества, сегодня на передний план выходит не только деятельность человека, направленная к социуму, но и деятельность, связанная с творчеством, осмыслением, передачей и хранением знаний. Интернет прочно вошел в жизнь современных людей, к примеру, еще в декабре 2008 года общее количество пользователей сети Интернет на планете превысило миллиард человек [4]. Современные технологии производства, передачи и хранения информации давно уже вышли за границу лишь средства организации акта коммуникации и берут на себя роль основного инструмента социокультурного влияния в обществе. Под воздействием «информационного взрыва», ведущего за­ собой значительные перемены в социуме, происходит качественный скачок в области потребления компьютерных сетей. Из области инструментов для общения интернет, превращается в инструмент для построения новых социальных систем.

Развитие информационных технологий, телекоммуникационных каналов способствуют формированию новой формы культуры - информационно-сетевой культуры, которая является составной частью информационной культуры и отражает прогресс в сфере социальных коммуникаций. Становление сетевых сообществ внутри сетевой культуры приводит к развитию горизонтальной системы коммуникации, причем важными структурными элементами этих коммуникаций становятся новые методы отображения знаковой реальности. Такие исследователи как В.П. Пласичук [5, с. 85-90], В.А. Турчин [9] и др. определяют информационно-сетевую культуру как уровень развития информационного общества, при котором компьютерные сетевые технологии начинают влиять на личность человека. Информационно-сетевая культура включает различные артефакты, представленные в компьютерных сетях, а также определенные знания и умения, позволяющие использовать соответствующие технологии.

Современное общество требует от специалиста грамотности как компьютерной, так и сетевой. Первая включает в себя технологию работы с программными и техническими средствами, формируя «кнопочные» навыки работы руками. Сетевая грамотность затрагивает комплекс знаний и представлений, при помощи которых осуществляется формирование информационно-сетевой культуры специалиста как особой формы мышления, присущей современному обществу. Информационно-сетевая культура сосуществует с другими видами информационной культуры (словесной, письменной, книжной, экранной), характеризует современного человека, влияет на формирование его мировоззренческих убеждений, этические вкусы, нормы поведения, систему знаний, профессиональных компетенций и т.д. Интересен тот факт, что как и культура вообще, информационно-сетевая культура имеет свою не только духовную, но и материальную ценность. Поскольку информационно-сетевая культура является видом информационной культуры, то на нее распространяются и типологические особенности родового понятия, поэтому можно говорить об информационно-сетевой культуре общества и информационно-сетевой культуре личности. Информационно-сетевая культура характеризуется в первую очередь широтой и многоаспектностью,­ затрагивая область знаний, таких наук, как информационная культурология, педагогика, кибернетика, математика, информатика, лингвистика, психология, этика и другие. Ведущую роль в процессе формирования информационно-сетевой культуры играют гуманитарные аспекты, поэтому, мы считаем, необходимо расширить область изучения информационных систем, не ограничиваясь лишь технической стороной.

В качестве основных особенностей коммуникативной среды сетевой культуры мы рассматриваем:


  1. наличие различных сетевых сообществ внутри сетевой культуры, которая, таким образом, не имеет единого субъекта, сравнимого с субъектом культуры индустриального периода;

  2. сетевое сообщество как множественный субъект взаимодействует как с личностью, так и с другими сообществами;

  3. сетевое сообщество структурируется на основе ценностных ориентаций его участников;

  4. сообщество обеспечивает интерактивное взаимодействие своих членов.

Можно выделить два типа сетевых сообществ – продолжение оффлайнового единства (например, сторонники какой-то политической оффлайновой партии) и чисто кибернетическое сообщество (например, обитатели «тупичка Гоблина»2). Однако следует учитывать, что киберпространство3 порождает различные формы, имитирующие социальную реальность оффлайна, поэтому различие между двумя типами групп по мере развития сети Интернет постепенно стирается. Если реальное общество мешает индивиду в самореализации (а оно вынуждено это делать в силу самой материальной ограниченности оффлайна), то у него появляется мотивация для входа в сетевые интернет сообщества, где он формирует виртуальные персонажи. В силу относительной легкости создания виртуальных персонажей в интернете, между отдельными виртуальными личностями одного и того же человека возможны конфликты, как бы раскрывая разные стороны одной противоречивой личности. Виртуальное пространство, построенное на принципе гипертекста, обеспечивающее возможность «спектакля», создания и клонирования виртуальных «Я» в перспективе формирует творческого субъекта, но при этом возникает реальная опасность «потери» личности, так как личность начинает отождествлять себя со своими сетевыми проявлениями.

Сегодня представление о виртуальной реальности в умах людей здраво привязано к миру компьютерных технологий, тем не менее, идея виртуальности, вне сетевого контекста, не менее популярна во многих областях научного знания. В качестве базового определения виртуальной реальности можно взять определение В. Руднева: «Понятие ВР имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле ВР - это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание, когда, например, на человека надевают «электронные очки» и «электронные перчатки». В этом случае сознание погружается в некий выдуманный, сконструированный компьютером возможный мир, в котором он может двигаться, видеть, слышать и осязать - виртуально. В широком смысле ВР - это любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический паранойяльный бред, наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза» [6].



В последнее время сетевая культура главным образом развивается в виде блогов, формируя особую коммуникативную среду. Блогом является веб-сайт, состоящий из регулярно обновляемых записей. По сравнению с интернет-дневниками блоги публичны, и позволяют не только чтение их другими людьми, но и их активное комментирование, реакцию как в виде обсуждения записи блога, так и в виде ответных постов (записей) в чужих блогах. В отличие от обычных СМИ блог может открыть любой, это не требует дополнительных материальных затрат либо государственной регистрации. На крупных блог-хостингах блоги открываются буквально несколькими нажатиями на клавиши.

Основные формы блогов – это блоги на блог-хостингах (массовые сервисы, предоставляющие блоги, в России - это прежде всего Живой Журнал [11]), тематические блоги определенного сетевого сообщества (например, блог-хостинг для «готов» – представителей одной из молодежных субкультур) и стандалоны (личные блоги какого-нибудь интернет-деятеля, которые сами по себе привлекают внимание, и которые читатели специально посещают). Люди, пользующиеся коммуникативными возможностями блогов вне контекста ведения собственного блога, отмечают возможности общения с людьми, с которыми они не имеют возможности общаться непосредственно, например, с друзьями, живущими в других городах. Альтернативная экономика сообщений, действующая в блогах, делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один». Евгений Горный в своей статье [10] выделяет помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов: получение информации, чтение-развлечение, отслеживание реакции публики на те или иные действия (в самом деле, блоги представляют собой готовую огромную фокус-группу), чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей. Довольно быстро блоггеры стали дифференцироваться в группы, главным образом по убеждениям и эстетическим пристрастиям. Как правило, блоггеры не образуют устойчивых групп по социальной принадлежности, в то время как группы по убеждениям представлены в большом разнообразии, развивают свою атрибутику, жаргон, провоцируют конфликты с другими подобными группами, то есть­ предоставляют широкое поле для социальной идентификации субъекта. Сами блоггеры (например, в юмористической энциклопедии «Луркоморье» [12], созданной участниками сетевых сообществ Интернета из стран СНГ) четко отличают общение на элитарные темы («тролли»), и коммуникацию на темы массовой культуры и массового сознания («хомячки»). Так как гарантией успешности является отличие от других, в сетевом общении широко используются различные формы эпатажа и провокаций. Данная среда представляет собой удобное коммуникативное пространство для процедур социального манипулирования и ведения информационных войн, так как люди все больше доверяют тому, что почитали в блоге у своего сетевого знакомого, чем в заведомо ангажированной государственной прессе или увидели по телевизору. Несмотря на кажущуюся хаотичность социальных структур блоггеров, в них имеются определенные центры притяжения, которые могут использоваться в информационной войне (либо могут сотрудничать с противником). Прежде всего, это популярные блоггеры (имеющие тысячи постоянных читателей, зачастую транслирующие те или иные сообщения из популярных блогов в свои дневники), а также администрация крупных блог-сервисов,­ способная прекратить работу того или иного блога. В последнее время практически все политические силы пытаются так или иначе вести работу в блогах, одним из примеров чего является недавнее открытие блога Президента РФ Д.И. Медведева.

Таким образом, изучение специфики сетевой культуры информационного общества дает возможность оценить как позитивные, так и негативные коммуникативные аспекты. Развитие горизонтальной системы коммуникации на уровне киберсетей и сетевых сообществ с одной стороны определяет путь к развитию личности и ее профессиональных компетенций, востребованных современным обществом, с другой - создает уникальные возможности целенаправленного информационного воздействия и манипулирования социальными субъектами.



Каталог: archive -> doc2010
archive -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
archive -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
archive -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
doc2010 -> Нравственное совершенствование духа как условие формирования независимой свободной автономной личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница