Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения



Скачать 83.34 Kb.
Дата15.02.2018
Размер83.34 Kb.




Создание здоровьесберегающего пространства в условиях учебно-педагогического комплекса (из опыта работы учреждения образования)
Автор: Балашова Анна Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Государственное учреждение образования «Томковичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя общеобразовательная школа»

222726, Минская обл., Дзержинский р-он, д. Томковичи, ул. Центральная, 5; тел. 80171642138 (раб.); tomkovichi@schoolnet.by
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни — от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Интенсификация учебного процесса, высокие психоэмоциональные нагрузки предъявляют дополнительные требования к адаптационным ресурсам организма учащихся. Как следствие социальной дезадаптации развиваются нарушения физического и психического здоровья, формируются неадекватные поведенческие стратегии, снижаются когнитивные и креативные способности ученика.

Формирование здорового, разумного образа жизни включает ряд компонентов. Первый, и главный, компонент образа жизни – труд (в данном случае труд, учеба понимаются как синонимы). От него зависит здоровье, он является важным условием духовного развития человека, соединения личного счастья со счастьем других людей. Второй компонент образа жизни – общение с людьми, заимствование богатого опыта старших, обогащение своего внутреннего мира за счёт знаний, достижений культуры.[1]

Главная цель работы нашего учреждения – формирование потребности учащихся в здоровом образе жизни на основе осознания ценности здоровья, приобретения здоровьесберегающих социальных установок и жизненных навыков.

Основные задачи, которые стоят перед учреждением образования:



  • cформировать позитивное отношение учащихся к ЗОЖ посредством повышения уровня знаний о необходимых жизненных навыках;

  • вовлечь учащихся в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья;

  • мотивировать родителей, сверстников, сообщество на соблюдение идеологии здоровья примерами повышения уровня образования в области формирования навыков ЗОЖ;

  • содействовать созданию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Наше учреждение в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий хранения и укрепления здоровья школьников и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. [1]

Для создания здоровьесберегающего пространства у нас созданы следующие условия:

–гигиенические условия, соответствующие требованиям СанПиНа;

–озеленение учреждения;

–благоприятный психологический микроклимат;

–организация питания для всех участников образовательного процесса;

–наличие комнаты отдыха и психологической разгрузки для педагогов.

Чтобы учащаяся молодежь успешно адаптировалась к условиям обучения в учебном заведении, сохранила и укрепила здоровье за время учебы, необходимы здоровый образ жизни и регулярная двигательная активность. Исследования показывают, что, для того чтобы поддерживать оптимальный уровень психофизического состояния, необходима дополнительная двигательная активность во внеурочное время (спортивные секции, кружки) как минимум 4-5 ч. в неделю.[1]

Физическая активность является лучшим средством профилактики заболеваний и развития физических и духовных начал человека. Дошкольникам предлагаются развивающие игры, закаливающие процедуры, упражнения с мячом, природными материалами. Регулярные занятия физической культурой в юном возрасте направлены на совершенствование двигательных способностей, функциональных возможностей и физического развития, обеспечение психофизической готовности к учебной и трудовой деятельности, профилактики заболеваний, которые обычно могут развиваться в более старшем возрасте.

Знания о здоровье, здоровом образе жизни учащиеся получают при изучении отдельных тем по биологии, географии, на занятиях по физической культуре и здоровью, на факультативах «Здоровый образ жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности». У наших выпускников сформирована четкая позиция по отношению к своему здоровью: они активно занимаются спортом, принимают участие в спортивных мероприятиях школьного и районного уровня. Все учащиеся 8 – 11 классов активно посещают спортивный зал по вечерам, где проводятся спортивные секции. Для учащихся 5 – 11 классов работают кружки «Эдельвейс», «Юный турист».

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет туристско-краеведческая деятельность. Трудности походного образа жизни прививают навыки самообслуживания, воспитывают выдержку и инициативу. В совместной деятельности зарождается дружба и взаимопомощь, формируется коллектив, воспитывается дисциплина, укрепляется здоровье. Так школьники 6 – 11 классов систематически ходят в походы и совершают экскурсии по территории Дзержинского района.

Учащиеся 8 – 11 классов занимаются исследовательской деятельностью. В 2008 – 2009 учебном году ребята изучали влияние растений на экологию школьной среды. В 2009 – 2010 темой исследования была работа «Анализ содержания витамина С в натуральных и консервированных продуктах».

Большое значение в создании здоровьесберегающей среды в нашем учреждении имеют «уголки природы», созданные в помещении детского сада и школы. Для детей дошкольного возраста воспитатели предложили проектную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями. Созданы зоны отдыха для ребят 3 – 6 лет, которые включают игровые площадки, цветочные клумбы, элементы декоративного оформления территории сада.

Особое внимание уделяется озеленению школьной территории и классных кабинетов. Вокруг школы много цветочных клумб, которые на протяжении периода с март по ноябрь радуют нас своим цветением. Разбит плодово-ягодный сад, заложен плодовый питомник, дендрарий. С 2007 года создан уголок тропических растений, который уже насчитывает более 100 видов. Здесь проводятся уроки по биологии, лабораторные работы, тематические экскурсии. Большое внимание уделяется практической деятельности школьников по изучению и охране окружающей среды.

Озеленение помещений является эффективным средством для создания здоровьесберегающей среды в учреждении. Многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами и способствуют снижению количества патогенных клеток в воздухе помещений, выделяют биологически активные вещества, которые положительно влияют на здоровье человека. Например, летучие вещества алоэ нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышают работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, стимулируют защитные функции организма. Запах таких растений как лимон, пеларгония способствуют восстановлению сил, помогают при переутомлении и повышенной нервозности. Все комнатные растения увлажняют воздух, что немаловажно для нашего здоровья. В информационном центре расположились представители кактусовых, которые уменьшают влияние электромагнитного поля на детей.

В результате совместной работы педагогического коллектива и ребят наблюдается положительная динамика эмоционально-чувственного восприятия природы, повышается уровень творческой активности детей, растет потребность в здоровом образе жизни.
Огромный потенциал в организации здоровьесберегающего пространства имеют следующие формы: встречи с врачами, классные часы соответствующей тематики, конкурсы плакатов, выставка литературы в библиотеке, дни здоровья, уроки здоровья, спортивные секции и туристско-краеведческие кружки, исследовательская деятельность экологической направленности. Всё это способствует формированию духовного здоровья детей.

Свой вклад в сохранение здоровья наших детей мы вносим и через создание здоровьесберегающей среды – расписание уроков и факультативов, составленное в соответствии с нормами, с учетом нагрузки на учащихся, отсутствие перегрузки при выполнении учебных программ, правильная расстановка школьной мебели.

Все гигиенические условия при организации учебно-воспитательного процесса соответсвуют требованиям, установленным Санитарными правилами и нормами. Влияние этих факторов на здоровье детей составляет до 30 % всех внутришкольных воздействий. А их оптимизация способствует улучшению здоровья учащихся и педагогов на 11 %. Поэтому главная задача педагога на уроке – создать условия для нормальной работоспособности учеников: нормальное освещение, адекватный температурный режим, свежий воздух в кабинете, отсутствие посторонних раздражителей, рациональное распределение нагрузки с учетом возраста, коррекция поведения школьников.

Для изучения вопроса был проведен день ДРК по проблеме «Здоровье учеников и учителей в режиме дня школы», целью которого было: выявить состояние и уровень здоровья учеников и учителей в режиме школьного дня. Ребятам, учителям и родителям была предложена анкета «Мое здоровье», «Микроклимат в коллективе» (принимало участие 40 учащихся 5 – 11 классов). Были проанализированы условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья детей в режиме дня школы. Все участники отметили благоприятный психологический климат в коллективе, у школьников сформировано положительное отношение к своему здоровью и понимание важности физического совершенствования.

Для создания здоровьесберегающей среды в учреждении большое значение имеет психологический климат в коллективе. Поэтому в своей работе мы придерживаемся следующих принципов: чувство психологической безопасности, наличие самоуважения у каждого члена коллектива, неконструктивная критика.

Педагогический коллектив использует в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии:

а)разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта, педагогического общения;

б)использование положительной мотивации;

в)гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

г)формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;

д)проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;

е)использование работы в парах и в малых группах;

ж)при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников;

з)подведение итогов урока на последних минутах;

и)для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз, шеи и др.

Древние врачи говорили, что человек есть “храм здоровья и красоты” (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек – хранитель своего храма.

Поэтому важнейшая обязанность семьи, школы, отдельного учителя и самого ребенка – забота о сохранении здоровья учащихся. Решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии между учащимися, родителями и педагогами.

Литература

1.Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов/ Р.И. Купчинов. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.



2.Лебедева Н.Т., Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 221 с.

3.Система работы учреждения образования по формированию здорового образа жизни: метод. Пособие/ сост. Т.И. Бойко, Е.Г.Прокопчик, М.Ю. Савенок; ГУО «Минск. Обл.ин-т развития образования». – Минск: МОИРО, 2009. – 162 с. – (педагогическая мастерская).
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница