Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности



Скачать 49.56 Kb.
страница1/3
Дата17.03.2018
Размер49.56 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3

На правах рукописи
ЕРМИЧЕВА Вероника Александровна
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА)
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Специальность: 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни
(Научный руководитель – доктор политических наук,
профессор В.В. Мартыненко)


Актуальность темы исследования

Социология искусства – дисциплина, изучающая обусловленность художественной жизни социокультурной реальностью в конкретно-историческом контексте и опосредованное влияние художественной культуры на общество. Социология искусства может содействовать выработке государственной культурной политики, направленной на развитие национальной культуры и искусства и общенациональную консолидацию. Последняя сегодня необходима для успешного завершения в интересах большинства населения РФ системной трансформации общества, начатой в 1990-е годы. Искусство, которое всегда оказывало воздействие на умы и сердца граждан, способно возвратить себе традиционное предназначение, чтобы сплотить российскую нацию вокруг общезначимых ценностей и смыслов.

Социология искусства должна быть готова к выполнению этой задачи. В настоящее время ее реальный вклад в социокультурное развитие страны так же незначителен, как и вклад современного российского искусства. Не будет преувеличением сказать, что социология искусства не востребована обществом и государством. Это обусловлено многими внешними и внутренними факторами.

Главным внешним фактором является самоустранение Российского государства из пространства культурной политики в области искусства. И дело вовсе не в дефиците материальных ресурсов у государства: отказ от политики – тоже политика, продиктованная принципами неолиберализма.

Главным внутренним фактором оказывается преобладающая в этой гуманитарной дисциплине сциентистская (естественнонаучная) парадигма научности. Ее сторонники отождествляют социокультурную реальность с природной. Тем самым они ограничивают допустимую сферу исследования установлением социальных фактов и их последующей максимально полной квантификацией. Применяемые ими аналитические стратегии и объяснительные модели могут быть разными, например, структурно-функциональными, причинно-следственными, системными, факторными, сетевыми и пр. Однако все они строятся на базе формально-рационалистических абстракций, которые заведомо исключают понимание смысла и ценности социокультурных феноменов, а следовательно, и адекватную оценку их социальной значимости.

Поэтому актуальность диссертационной проблемы одновременно заключается в двух взаимосвязанных аспектах: теоретико-методологическом и общественно-практическом.

Во-первых, назрела внутридисциплинарная теоретико-методологическая проблема в реформе социологии искусства как гуманитарной дисциплины. Социологии искусства целесообразно изменить господствующие в ней исследовательские установки. Следует признать, что сциентистская парадигма социального познания представляет собой фундамент, обеспечивающий необходимый минимум социального познания, который особенно недостаточен в социологии искусства, где требуется понимание смысла и ценности художественного творчества, произведений искусства, событий художественной жизни и т.д., осознание их социальной значимости в процессе интерпретации. Все это способна обеспечить гуманистическая парадигма социального познания, выработанная «понимающей социологией», феноменологией и феноменологической социологией знания, символическим интеракционизмом и другими течениями.

Таким образом, автор выступает за интеграционную методологическую модель социального познания, которая, хотя и сочетает оба подхода – сциентистский и гуманистический, однако базируется на последнем.

Гуманистический, или «понимающий», подход является более широким и глубоким в теоретическом плане, а также более перспективным – в общественно-практическом. В рамках гуманистической парадигмы социального познания допустимы выходящие за границы позитивистского объективизма оценочные суждения, кроме того, возможно формирование социально-значимых и национально-значимых ценностных приоритетов, которые необходимы для политического целеполагания в области культурной политики.

Во-вторых, в настоящее время стратегической целью общественного развития в России является завершение системной трансформации общества в интересах большинства населения. Несомненно, достижению этой цели будет способствовать активное включение гуманитарных дисциплин, в том числе социологии искусства, в реформирование общества, поскольку они посредством глубоких объективных исследований способны по существу разобраться в назревших проблемах и тем самым содействовать общенациональной консолидации и мобилизации российского общества.

Включение в этот процесс социологии искусства возможно, в частности, посредством разработки ею научных рекомендаций по формированию активной культурной политики государства в области искусства. Участие представителей социологии искусства в формировании государственной культурной политики необходимо, потому что они, в отличие от представителей различных художественных субкультур, имеют системное, целостное представление о национальной картине мира и ее актуальном состоянии. Государственная политика в области искусства призвана, прежде всего, изменить социокультурную реальность российского общества, создать более благоприятные условия для художественного творчества.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница