Современные философские проблемы естественных наук



Скачать 83.02 Kb.
страница1/3
Дата22.08.2018
Размер83.02 Kb.
  1   2   3

В билет по истории и философии науки входят вопросы по разделу «Общие проблемы философии науки», по разделу «Философские проблемы областей научного знания», по разделу «История отраслей научного знания». (Положение о кандидатских экзаменах В ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРстВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА»)
История и философия науки
1. Общие проблемы философии науки
1. История и философия науки: предмет, цели и задачи.

2. Философия и наука: сходства и различия.

3. Мировоззрение (виды и функции).

4. Научная картина мира как фундаментальная категория науки.

5. Основные концепции современной философии науки.

6. Рационализм и иррационализм.

7. Научная рациональность (ценность и виды).

8. Специфика научной познавательной рефлексии.

9. Наука в культуре современной цивилизации.

10. Возникновение науки.

11. Преднаука и наука.

12. Социальные и гносеологические предпосылки возникновения науки.

13. Общие закономерности развития науки.

14. Критерии роста научного знания.

15. Концепция К. Поппера и решение проблемы роста знаний.

16. Развитие знания (Т. Кун и И. Лакатос).

17. Модель роста П. Фейерабенда.

18. Наука на Древнем Востоке.

19. Античная наука.

20. Наука Средних веков и эпохи Возрождения.

21. Первая глобальная научная революция.

22. Вторая глобальная научная революция.

23. Диалектико-материалистическая картина мира.

24. Эволюция понимания материи как объективной реальности.

25. Метафизическое и диалектическое понимание движения.

26. Пространство и время в истории науки и философии.

27. Принцип материального единства мира.

28. Третья глобальная научная революция.

29. Четвёртая глобальная научная революция.

30. Синергетика и коэволюция.

31. Наука как социальный институт.

32. Наука и техника.

33. Основные черты современной науки.


  1. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

35. Перспективы научного прогресса.

36. Основные проблемы теории познания.

37. Познание и практика (идеалы и нормы научного познания).

38. Основные теоретико-познавательные стратегии.

39. Научное знание как система.

40. Эмпирический уровень.

41. Теоретический уровень.

42. Структура, свойства и содержание абстрактного мышления.

43. Органическое единство рационального и чувственного в познании.

44. Формы научного знания (факт, гипотеза, проблема, теория).

45. Формы вненаучного знания (внерациональное познание, рациональное познание, паранаука, девиантная наука, псевдонаука).

46. Научная теория.

47. Методология (общая характеристика).

48. Методы эмпирического уровня.

49. Методы теоретического уровня.

50. Методы общие для эмпирического и теоретического уровня.

51. Принципы диалектического метода в научном познании.

52. Характеристики истины.

53. Критерии истины.

54. Истина и заблуждение.

55. Научные открытия как система формирования нового знания.

56. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

57. Включение новых знаний в культуру.

58. Структура доказательства.

59. Функции языка в научной теории.

60. Субъект познания (общее понятие).

61. Объект познания (общее понятие).

62. Классификация наук.

63. Значение разработки представлений о специфике гуманитарного знания для решения вопроса о природе научного знания.

64. Глобальные проблемы (общая характеристика).



2. Философские проблемы областей научного знания
Современные философские проблемы естественных наук

(математика, физика, химия, география)

 


  1. Математика как язык науки.

  2. Математика и философия (математика как феномен человеческой культуры).

  3. Абстракции и идеальные объекты в математике.

  4. Доказательство – фундаментальная характеристика математического познания.

  5. Законы логики.

  6. Мысленный эксперимент в математике.

  7. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической теории.

  8. Рождение математики как теоретической науки в Древней Греции.

  9. Философский контекст открытий И.Ньютона.

  10. Теория вероятности.

  11. Математическое моделирование.

  12. Естественные науки и культура.

  13. Онтологические, эпистемологические  и методологические основания фундаментальности.

  14. Онтологический статус физической картины мира.

  15. Механическая картина   мира как этапы развития физического познания.

  16. Электромагнитная картина   мира как этапы развития физического познания.

  17. Современная квантово-релятивистская картина   мира как этапы развития физического познания.

  18. Причинность и закон.

  19. География как экология человека.

  20. Специальная и общая теории относительности А.Эйнштейна  как современные концепции пространства и времени.

  21. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

  22. Математические методы и формирование научного знания.

  23. Концепция географического детерминизма.

  24. Историческое осмысление науки как существенный  компонент философских вопросов химии.

  25. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией и экологией.

  26. Тенденция физикализации химии.

  27. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм.

  28. Специфика философии химии.

  29. Представления В.И. Вернадского о делении наук на естественные и гуманитарные в зависимости от метода исследования.

  30. Ноосфера как новая оболочка планеты.


Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук


    1. Общетеоретические подходы социально-гуманитарных наук.

  1. Социальная философия (объект, предмет, цели и задачи).

  2. Социальная сфера общественной жизни.

  3. Политическая сфера общественной жизни.

  4. Экономическая сфера общественной жизни.

  5. Духовная сфера общественной жизни.

  6. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  7. Субъект социально-гуманитарного познания.

  8. Развитие знания в науках социально-гуманитарного цикла.

  9. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

  10. Особенности общества и человека.

  11. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  12. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология).

  13. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  14. Время, пространство, хронотоп в социальном  и гуманитарном знании.

  15. Социальное и культурно-историческое время.

  16. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

  17. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

  18. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

  19. Вера, знание в социально-гуманитарных науках.

  20. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

  21. Каталог: images -> stories -> obrazovanie -> poslevuz
    poslevuz -> Вопросы к экзамену Предмет: Методология научного исследования
    stories -> Концепция развития музейной сети удмуртской республики
    stories -> Программа модульного курса "Парадигма памяти" в пространстве современного социально-гуманитарного знания
    stories -> Абстрактного имени Москва 1997 ббк 81
    poslevuz -> Вопросы по истории и философии науки (для всех специальностей)
    poslevuz -> История философии
    poslevuz -> Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Медицинская этика» 2 семестр
    poslevuz -> История информатики
    poslevuz -> История биологии


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница