Современная научно-философская картина мира



страница1/11
Дата09.01.2018
Размер0.72 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

КАРТИНА МИРА: круг основных проблем. ( лекция).
План.

1.Типология картин мира в истории культуры. Понятие о мифе, временном циклизме, научно-философской эклектике, метафорике.

2.Формирование научной картины мира: основные этапы. Понятие о классике, неклассике, неонеклассике.

3.Современное положение дел. Эклектицизм.


Философская теория базируется на использовании предельно широких по своему объему понятиях – категориях. Есть два возможных пути работы с этими понятиями – определение ( дефиниция) этих понятий по ведущему признаку ( аристотелевский, формальный вариант; эффект сократического «наведения» на общее), либо определение через свою противоположность ( гегельянский вариант использования техники определения в терминах диалектической логики). Всякая работа с понятиями, особенно в сфере теоретической всегда начинается с дефиниции, что в конечном итоге определяет весь характер дальнейшего исследования ( правила, методы, подходы и т.д.).

« Картина мира» принадлежит именно к таким общим понятиям, дефиниция которых всегда «размыта». Однако продуктивность работы с «размытыми» понятиями не вызывает сомнений. Вариативность определения такого рода понятий связана с их реальным содержательным богатством при нечеткости ограничения мыслью самого феномена ими обозначаемого. Понятие, любое, это фиксированная мысль о предмете, если же предмет (денотат) – сама изменчивая реальность, то задача предельно усложняется.

Мне представляется, что такого рода понятия нуждаются в неких «рабочих» дефинициях, создающих и задающих возможное «поле» исследования. В этом смысле определение, данное понятию «картина мира» автором книги «Астрономическая картина мира и ее творцы» А.И. Еремеевой ( М., Наука, 1984), более тонко угадывает суть проблемы, чем некоторые стремящиеся к полноте философские дефиниции..

Итак, возможна (!) следующая дефиниция : КАРТИНА МИРА – это существование определенной устойчивой идейной атмосферы, которая стимулирует появление одних научных проблем ( или проблем в области знания), но при этом жестко препятствует появлению других.

Например, в конце девятнадцатого века сложно было бы перед сообществом ученых биологов отстаивать точку зрения креационизма, когда эволюционная концепция стала безусловно господствующей теорией, объясняющей происхождение живого и человека на планете ( вспомним небезызвестный «клуб самоубийц», описанный романтиком Стивенсоном в записках о принце Флоризеле, с упоминанием несчастного будущего самоубийцы, не могущего смириться с мыслью небожественного происхождения человека ), однако те же идеи вряд ли могли пробить себе дорогу во времена Галилея. Напротив, сегодня идея креационизма ни у кого не вызовет одной лишь ироничной улыбки, идеи синергетизма ( теории самоорганизации открытых нелинейных систем) могут иметь как атеистический, так и неатеистический характер ( теория сопряжения различных видов энергий, их согласования), теория эволюции превратилась в синтетическую теорию эволюции ( СТЭ), накопившиеся в ней противоречия требуют пересмотра, но никто из научного сообщества пока на это не решается, при этом научно-популярные фильмы вообще не подвергают идеи эволюционизма никакому сомнению, а серьезные ученые готовы идти на любые компромиссы, чтобы «спасти» теорию, приблизительно так же, как спасал когда-то основы классической механики один из основателей квантовой механики – Нильс Бор. Не обязательно сжигать на кострах ( хотя и такое человечество переживало), достаточно жестко воспроизводить устоявшиеся стереотипы мышления, что собственно и создает господствующую идейную атмосферу ,чтобы это могло серьезно помешать продвижению новых ( часто неожиданных) научных идей. До сих пор в науке почти крамольными считаются идеи выдающегося астрофизика Козырева, некоторые из направлений деятельности основателя гелиотараксии Чижевского, атомизм в интерпретации Циолковского, лишь «почти открытым» предполагается существование черных дыр в космосе и т.д. Несмотря, однако, на мощный вектор консерватизма, который отличает любую цивилизацию, любое общество и принимая во внимание характер устойчивой идейной атмосферы=картины мира, следует заметить, что именно своеобразная культурная стабильность - культурный консерватизм парадоксально не только препятствует, но косвенно способствует продвижению каких-то новых идей за счет накопления базы информации внутри цивилизации. За счет этого осуществляется передача опыта от мастера к ученику непосредственно ( все древние цивилизации), ретрансляция знания через различные формы обучения ( Академия, Ликей, схола, университет и т.д. – в античные времена и в период Средневековья). Аккумуляция знаний даже путем закрепления их в стереотипах общественного мышления и поведения служит импульсом к формированию письменности, а в дальнейшем - искусственных языков в целях передачи информации будущим поколениям как в древнейших цивилизациях, так и сегодня.

Т.о. картина мира – это вполне насыщаемый содержанием термин для обозначения каких-то наиболее важных диалектичеких моментов в существовании и развитии человеческих сообществ.

Все классификации, как об этом писал «отец-создатель» логики правильного мышления - Аристотель, - неполны по определению. Можно пойти по пути выделения некоего минимума, встречающегося в различных, пересекающихся по своему содержанию классификациях, в этом случае применительно к нашей теме, выделяются три типа картин мира в истории известных нам человеческих цивилизаций: мифологическая, религиозно-философская и научная ( можно дополнить научную картину мира современным положением дел, которое я бы охарактеризовала как эклектику).
ТИПОЛОГИЯ КАРТИН МИРА.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

Хронологически можно обозначить: от первых свидетельств о древнейших цивилизациях – приблизительно от второго тысячелетия до н.э. –до «осевого времени», т.е. 8-5 вв. до н.э.


Складывается в различных древних цивилизациях – китайской. индийской, египетской, вавилонской.

Каталог: history
history -> Лекция по истории античной философии n 1Философия древних ионийцев. Пифагор и пифагорейский союз. Гераклит Темный, его учение о пюросе(огне) и логосе. Элейское учение об онтосе(бытии), истине и мнениии, апории Зенона Элейского
history -> А. Г. Свинаренко
history -> Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
history -> Методические указания к курсу «История теоретической социологии»
history -> М. В. Балахнина а. И. Давыдов а. Ю. Дергачев история и политология: Пособие для студентов для подготовки к тестированию Новосибирск 2012
history -> Пояснительная записка Статус документа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница