Составитель учитель математики Шемякина В. С. То



Скачать 62.81 Kb.
Дата09.07.2018
Размер62.81 Kb.
ТипУрок

Формирование конкурентоспособной личности на уроках математики. Составитель учитель математики Шемякина В.С.

ТО, что обеспечение нашего базового уровня жизни теперь на плечах каждого из нас, факт очевидный. И в таких условиях существования нашей молодёжи, по крайней мере, не достаёт психологической готовности жить и трудиться по этому социальному укладу. Доктор педагогических наук профессор Гурьянов М.Н. в качестве рабочего определения конкурентоспособной личности предложил следующее: «Жизнеспособная личность нравственно-волевая, духовно - развитая, физически - активная, социально адаптированная, психологически устойчивая личность, обладающая знаниями и способностями необходимыми для жизни в современном обществе». В социальном плане это проявляется в том, насколько личность, и поколение в целом, отвечает запросам общества на данном этапе его развития, на сколько готовы взять на себя ответственность за будущее страны. В личностном плане - в уровне социальной активности, направленной прежде всего на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. Перемены в общеобразовательной сфере наметившиеся в конце 20 начале 21 веков ориентированы на развитие социально - активной личности, на творческую инициативу, самостоятельно обучаемых, конкурентоспособных будущих граждан России. Воспитание жизнеспособной личности направлено на развитие определённых личностных качеств формирование определённых способностей, вооружение знаниями о жизни и для жизни. В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение применять полученные знания в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Если личность обладает следующими способностями:

1. Сознательная деятельность, самостоятельное мышление, плодотворный и постоянный труд.

2.Ответственность за свои поступки, здоровье, за успех в жизни.

3.Исполнение гражданских обязанностей и защита своих прав, сотрудничество с другими людьми.

4.Умение преодолевать трудности, не впадая в агрессию и не предаваясь унынию.

5.Инициативность, творческий подход к делу.

6.Любовь к Родной земле, к труду.

7.Стремление к самообразованию,

то ей не страшны трудности, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Решающими факторами для воспитания такой личности является уровень интеллекта, хорошее образование, профессиональная подготовка, умение контактировать с людьми, высокое мастерство. способность выполнять различные типы работ. Одним из условий успешной трудовой деятельности и самостоятельного овладения новыми знаниями является достаточный высокий уровень развития мышления и речи. Роль математики в этом процессе исключительно велика. Изучение математики создаёт предпосылки для развития логического мышления, овладения навыками дедуктивных рассуждений, формирование точности и лаконичности речи, эти качества человека способствуют его конкурентоспособности в условиях современной жизни. На развитие и формирование их должно быть направлено школьное образование. Одна из задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является общенаучная подготовка учащихся, дающая ему возможность ориентироваться в происходящих событиях. Умение оценить и быть готовым к углубленному изучению предметов. Какими бы программами мы не пользовались, какие бы прекрасные проекты не создавали, за ними может быть потерян ученик, его индивидуальность, его чувства, эмоции, внутренний мир. А ведь индивидуальность каждого ученика, его собственное представление о себе, его взгляды, основаны на прошлом опыте, что мешает ему увидеть без искажения и ограничения то, что происходит в данный момент. Он смотрит на нас через свой жизненный опыт. И избавить от этих комплексов должны мы. В результате учёбы мы должны избавить его от негативных чувств и эмоций. Создавая ситуацию успеха, помочь ему раскрыть свой творческий потенциал. личные возможности, помочь понять себя. И начинать нужно с малого -это обращение по имени, ведь имя это то, что выделяет его из среды ,помогает осознать себя, делает его в собственных глазах значимой личностью. В общении с учащимся не оценивайте его личностные качества, а его поступки. Старайтесь оценить каждый его успех, но не в коем случае не сравнивайте с другими учениками. Сравнения нужно вести только с его достижениями. В процессе деятельности просто необходимо подбадривать, хвалить даже за незначительные успехи. Я работаю с учащимися с низким уровнем математической подготовки, поэтому учитываю способности ученика и заранее стараюсь предусмотреть возможные сложности, и помочь их избежать. Это необходимо для самоутверждения и веры в себя. Многие уроки, изучения нового материала, провожу в форме лекции - беседы, в которой учащиеся принимают активное участие. Умелым подбором вопросов добиваюсь того, чтобы они делали выводы самостоятельно.

Общеизвестно, чтобы научить, нужно заинтересовать. Поэтому часто провожу уроки в виде игры или в форме соревнования.

Ещё одна трудность в обучении учащихся неумение самостоятельно приобретать знания, т.е. неумение выбирать главное в изучаемом материале. На начальном этапе составляется вопросник для учащихся, ответы на которые они должны найти в данном разделе. Затем ставлю задачу - составить вопросы, которые они считают главными в этом параграфе, а затем уже самостоятельно выбрать главное.

Важнейшее педагогическое становление индивидуальности ученика в процессе обучения - создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознаный выбор, мы помогаем формировать свою индивидуальность. Нужно научить учащихся делать выбор, для этого от урока к уроку увеличивать количество вариантов, усложняю предлагаемые задания и требования к самостоятельности. При этом ученик должен аргументировано объяснить свой выбор. Подбирая задания, вы должны быть уверены в успешности деятельности учеников, что школьники обладают достаточными знаниями, чтобы выполнить задания. Учитель должен проанализировать все этапы деятельности ученика, найти тот на котором произошёл сбой и корректно объяснить причину ошибки.

На начальном этапе предлагаю три варианта, объясняя им, что первый вариант предполагает знания основ изучаемой темы и уметь выполнять задания по алгоритму, второй вариант более сложное задание, предполагающее дополнительных и более широких знаний и умений, третий - требует гибкости ума, умения решать задания, требующие творческого подхода. Постепенно учащиеся учатся оценивать свои знания и способности. Систематическое использование всего выше изложенного приводит к тому, что они перестают комплексовать на уроках, осознано делают выбор, понимают, что все успехи их зависят, во многом, только от них, от их самостоятельности, от умения самостоятельно приобретать знания, от умения отстаивать свою точку зрения, умения общаться с учителем и товарищами, чувствовать свою ответственность перед собой и коллективом. И если мы этого достигнем, то можно считать, что задача воспитания конкурентоспособной личности нами успешно решается.

Литература:

1.Воспитание жизнеспособной личности .М.П.гурьянов.

2.Поиск внутренних резервов О.Д. Владимирская.Журнал ,,Открытая школа".



3. ,,Открытая школа" Т.П. Батаева,,Эфективный способ усвоения знаний"

4Создание на уроке ситуации выбора, успеха основа гуманизации образовательного процесса ,,Народное образование" N N 5,8 2004 Г.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница