Сократ (Socrates) родился около 470 г и умер в 399 г до Р. Х. Его актив­ная философская деятельность разворачивалась в натурфилософский период



страница1/4
Дата15.02.2018
Размер86.5 Kb.
  1   2   3   4
    Навигация по данной странице:
  • Труды .

Сократ

Жизнь. Сократ (Socrates) родился около 470 г. и умер в 399 г. до Р.Х. Его актив­ная философская деятельность разворачивалась в натурфилософский период (450—400 годы до Р.Х.). Современник софистов, Сократ был первым афинским философом и прожил всю жизнь в родном городе. Его отец был каменотесом, а мать — повивальной бабкой. Будучи незнатного происхождения и не богат, он ни­когда не стремился улучшить свое материальное положение. Сократ был женат на Ксантиппе и имел троих детей.

Сократ, каким он изображен в платоновских диалогах, относится к числу тех лю­дей, которые оказали наибольшее влияние на дух западного мира. Отличительны­ми чертами Сократа как человеческой личности являлись его высокая мораль, скромный и простой образ жизни, остроумие, искренность и добродушный юмор. Однако афинские граждане ощущали определенный дискомфорт, когда Сократ ос­танавливал их на улице или на рынке и начинал в разговорах с ними задавать труд­ные вопросы. В силу ряда обстоятельств сложилось мнение, что Сократ, подобно софистам, губит юношество и представляет собой опасность для общества. Су­дом присяжных Сократ был приговорен к смерти, которую он и принял, выпив яд.



Труды. Сократ ничего не писал. Наше знание его учения (если вообще можно говорить о его учении) основано на том, что о нем написано другими. Главным об­разом, это Платон, в диалогах которого Сократ играет основную роль. Поэтому труд­но с уверенностью утверждать, что действительно говорил Сократ и где в плато­новских диалогах проходит граница между утверждениями Сократа и утверждени­ями Платона. Имея в виду это замечание, попытаемся интерпретировать сократов­скую философию, как она изложена Платоном.

Как и у софистов, в центре внимания Сократа была не натур­философская, а эпистемологическая и этико-политическая пробле­матика. В эпистемологии его интересовал анализ понятий (опреде­лений) с помощью диалога. В этико-политической сфере его целью было опровержение скептицизма софистов. Здесь его главным те­зисом был следующий: существуют ценности и нормы, являю­щиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью!

По-видимому, основные принципы сократовской этики могут быть схематически выражены так. «Добродетель» и «знание» обра­зуют единство. Человек, действительно знающий, что такое «спра­ведливое», будет поступать справедливо. Человек, знающий, что такое справедливость и поступающий справедливо, будет «счастлив». Так как правильное знание есть знание того, чем собственно является человек, то поступать морально (справедливо) означает вести себя в соответствии с тем, чем действительно является че­ловек.

Греческим словом для обозначения добродетели было арете (arete). Первоначально оно не подразумевало «добродетель» в узко морализаторском смысле, как воздержание от некоторых дейст­вий: «было бы лучше не попадать в неприятные ситуации», «было бы лучше не тратить напрасно деньги» и т.д. Добро как арете было больше связано с воплощением в сообществе с другими людьми подлинного потенциала человека. В этом смысле добродетель имела позитивный, а не запретительный оттенок. Основное значение сло­ва арете, как и русского слова «благо», связано с идеей совер­шенства, будь то моральное совершенство или совершенство, до­стигаемое при выполнении человеком наилучшим из возможных способов предназначенной ему роли или функции. Тот, кто облада­ет арете, делает свое дело так, как оно должно быть сделано. Учи­тель обладает арете, если он учит так, как это необходимо. Куз­нец обладает арете, если он изготавливает хорошие инструменты. Человек будет добродетельным, если он есть все то, кем он может быть согласно данным ему способностям, то есть если он реали­зует подлинный образец того, что означает быть человеком.

Для Сократа добродетель была определенным эквивалентом «знания» (греч. episteme). Однако его понимание знания является достаточно сложным. Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три особых вида знания, которые тем не менее были для него нераздельными. Знание — это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя. Характерным для Сократа было то, что он не искал подобное знание путем обра­щения к опыту. Он стремился получить это знание, главным обра­зом, с помощью анализа понятий (концептуального анализа) и прояснения тех смутных понятий, которые мы уже имеем о человеке и обществе. К их числу относятся понятия справедливости, мужества, добродетели и хорошей жизни1. Но этого мало.

Добродетель означает жить так, как мы должны жить. Здесь мы говорим о целях или ценностях, знание о которых невозможно получить с помощью экспериментальных или формальных наук. Другими словами, мы должны постигать добро (греч. to agathon), понимать нормы, то есть приобрести нормативное понимание. Но и этого все еще недостаточно.




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница