Соина Ольга Сергеевна



Скачать 108.82 Kb.
Pdf просмотр
страница1/14
Дата09.08.2018
Размер108.82 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


О. Соина, В. Сабиров
Автономность и гетерономность этики
Соина Ольга Сергеевна –– доктор философских наук, профессор кафедры философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.
Сабиров Владимир Шакирович –– доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Новосибирского государственного архитектурно- строительного университета.
Постоянные авторы журнала.
АВТОНОМНОСТЬ И ГЕТЕРОНОМНОСТЬ
ЭТИКИ: ВОЗМОЖЕН ЛИ СИНТЕЗ?
© 2007
О.С. Соина, В.Ш. Сабиров
Если Бог –– любовь, Он по самому определению не только доброта. Он всегда наказывал нас, но никогда не презирал. Господь удостоил нас великой и невыносимой чести: Он любит нас в самом глубоком и трагическом смысле этого слова.
К.С. Льюис
“Во все времена проповедовалось много прекрасной морали, но обоснование ее всегда было неудачным”, — заметил А. Шопенгауэр в своей уже ставшей классической работе “Две основные проблемы этики”. Тем самым он зафиксировал практически неискоренимое и поныне фундаментальное

противоречие нравственной философии, призванной воссоединить в себе теоретически неопровержимое обоснование морали с ее облагораживающим воздействием на человека, свободу и независимость этической теории от всех
“корректирующих” влияний извне с неизбежной ее укорененностью в духовных основаниях бытия — Боге и бессмертии души человека. В разрешении этой очень сложной и до сих пор остроактуальной для этики проблемы мы встречаемся с двумя основными способами обоснования морали, зафиксированными в соответствующих характеристиках философского содержания той или иной этической теории.
Автономная этика И. Канта
Представленная работами И. Канта автономная этика настаивает на обосновании нравственности посредством ее же собственных предметных возможностей, выводя ее основное содержание из внутренне присущего морали
императива долженствования, который распространяет свое воздействие на
все живые существа. Автономность этической теории здесь трактуется двояким образом. Во-первых, представляемая этикой мораль, утверждает немецкий философ-моралист, “довлеет сама себе” и потому “не нуждается ни в идее о другом существе над ним [человеком], чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить”, то есть, в сущности, заявляет о себе как об автономной, независимой от всех иных гипотетически предполагаемых источников нравственных представлений человека: социокультурных, сверхчувственных, психоэмоциональных и др.
Поэтому для Канта подлинная моральность и в принципе, и по существу действительно независима не только от внешнего воздействия земных авторитетов — будь то общество, государственные институты, власти, обычаи или предрассудки, но и от внутренних духовных побуждений индивида, поддерживаемых влиянием религии и церкви, от сверхчувственных феноменов
— иными словами, от всего того, что не может быть объяснено рационально, и уж тем более от колебаний в душевной жизни человека, тяготеющего то к


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница