Сохранение и укрепление здоровья учащихся в сельской школе через адаптивное обучение



Скачать 37.78 Kb.
Дата16.08.2018
Размер37.78 Kb.


ИШУТКИНА О.П.(Кубанская средняя школа Калманского района)
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Естественно стремление каждого человека быть здоровым. Еще в древние времена говорили, что у всех здоровых, один общий мир, а каждого больного свой собственный. Больной человек уныл, раздражителен, замкнут. Здоровый человек, легок, бодр, жизнерадостен. Патолог И.В. Давыдовский считал, что в основе определения состояния здоровья и болезни лежат представления об адаптации как об общем универсальном свойстве живых систем изменять свои функции в соответствии с условиями окружающей среды. Свойство адаптации живой системы есть мера индивидуального здоровья, которая зависит от равновесия тела и духа, от природных факторов и социальной гармонии. Гармония психических и физических сил организма повышает его резервы, создает благоприятные условия для творческого самовыражения человека. Здоровье- это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие (Н.А. Агаджанян). Бурное развитие современной высокотехнологичной цивилизации, быстро меняющееся социально-экономические условия жизни российского общества оказывают негативное воздействие на способность человека (ребенка) адаптироваться к условиям окружающей среды. Это ведет к потере физического и психического здоровья, разрушает понятие ценности жизни, личности.

Педагоги современной школы обеспокоены стремительным падением здоровья школьников от класса к классу. По данным статистики, результатов научных исследований медиков, психологов, валеологов за последние 5 лет в стране наметилась тенденция роста по основным группам болезней у учащихся. У большого количества ребят гиповитаминоз, дефицит массы тела, повышенная агрессивность, растет число детей употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.

По данным валеологических исследований " во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образование, которые мешают духовному и физическому развитию личности" (А.Г. Чучалина, В.С.Воробьева). Ученые доказали, что приспособление организма ребенка к новым социальным условиям, к школьному режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита, сдвигами в иммунной реактивности, сначала однократными, затем частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, нарушением процессов роста и развития (М.С. Громбах).

Результаты наблюдений и биохимических исследований показывают, что недостаточная двигательная активности школьников в течение учебного дня ухудшает адаптивные возможности сердечно- сосудистой системы, вызывает расстройство регуляции вегетативных отделов нервной системы (Р.А.Калюжная, Б.М. Федоров). Наша школа стала школой болезней.

Оценка состояния здоровья школьников сельских районов края (Калманского, Топчихинского, Угловского, Романовского и др.) выявила грустный факт:


  • 1 группа здоровья, т.е. ребята, не имеющие отклонений, всего около 19 %;

  • II группа здоровья , имеющая отклонения - около 71 %;

  • с хроническими заболеваниями - около 10 %.Причин таких показателей несколько.

Это и экологическая обстановка в регионе, исоциальное окружение на селе, и снижающийся уровень материального достатка семей, слабое медицинское обслуживание. И, конечно же, разрушающая здоровье система образования, отклонения в организации образовательного процесса от санитарно- гигиенических норм, непосильность программ, перегрузки ребят, слабая материальная база школ, отсутствие учителей физической культуры, валеологов, психологов, социальных педагогов.

Среди многих факторов (социально- экономических, демографических, культурных и гигиенических), которые могут оказывать влияние на здоровье школьников, по интенсивности воздействия на первом месте стоят физическое воспитание, характер организуемого образовательного процесса и упорядоченность режима дня. О том, что школа основательно подрывает здоровье детей, знали медики и педагоги уже в прошлом. Еще И.Г. Песталоцци говорил об "удушении" развития детей, "убийстве" их здоровья при традиционных формах обучения. Поэтому, уделяя вопросу сохранения и укрепления здоровья детей и подростков первостепенное значение, рассматривая это как социальный заказ общества, мы решили организовать такую систему обучения, которая не оказывает отрицательного воздействия на здоровье обучающихся.

Анализ педагогической литературы, трудов отечественных и зарубежных психологов по проблемам здоровье сберегающих технологий обучения показал, что наиболее эффективным, валеологически обоснованным, личностно ориентированным является адаптивное обучение.

Термин " адаптивное обучение" известен в педагогике и психологии давно. Понятие "адаптивное обучение" на современном этапе приобретает все более широкий смысл и разноаспектное звучание, что нередко приводит к терминологической путанице.

Исходя из определения Г. Паска, мы признаем адаптивным такое обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям учащихся, способствуя успешной адаптации их организма к окружающей среде.

Адаптивное обучение должно учитывать и сообразовываться с теми общими стадиальными изменениями, которые претерпевают знания и способы познавательных действий учеников в ходе обучения. Говоря об адаптивном обучении, мы имеем в виду диалектическое единство двух процессов: адаптация ребенка к обучению и адаптация обучения к индивидуальным особенностям ребенка.

В построении образовательного процесса опирались на 2 разных вида применения принципа адаптации: пассивное и активное (опережающее, прогнозирующее) применение. Первое состояло в том, что на возникновение нового, более высокого уровня обученности школьника средства адаптации реагируют соответствующими изменениями в характере предлагаемых заданий, содержание инструкций и т.д. Второе заключается в том, что средства адаптивного обучения направляют ученика на такое обучение, которое обусловливает переход ко все более высоким уровням обученности.

В качестве плавного безболезненного перехода от традиционной системы обучения к адаптивной использовали постепенную адаптацию образовательного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Это позволило отказаться от неэффективных средств адаптации, выбрать наиболее эффективные в сложившихся условиях.

Адаптивная система обучения имела цель: обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; физическое, психическое и нравственное его здоровье; максимально снизить перегрузку учащихся, обеспечить своевременную диагностику и необходимую медико-психологическую помощь.

Выполнение этой цели потребовало изменения структуры управляющей системы,пересмотра функциональных обязанностей; установления контактов с учреждениями района, занимающимися оздоровление детей: районной поликлиникой, ДЮЦом, Центром социальной помощи и реабилитации подростков. Была активизирована спортивно-оздоровительная работа, изменен режим работы школы. Занятия стали проводиться в одну смену, 5 дней в неделю. Перед уроками и на 20-й минуте каждого урока проводится оздоровительная пауза по специально подобранным упражнениям. В школе организовано 2-х разовое питание всех детей. Осуществляется контроль за качеством пищи. Ежегодно проводится медосмотр специалистами районной поликлиника. В течение учебного года дети получают необходимую медицинскую помощь. Каждое лето работает оздоровительная площадка.

Режим работы школы представляет собой единство гигиенических требований и педагогической целесообразности, учитывает специфику физического воспитания, а также влияние психологических, социально-экономических факторов на здоровье и развитие учащихся.

Изменение системы обучения дало качественно новые результаты: для учеников сохранение численности групп здоровья; оптимизация объемов домашних заданий; снижение утомляемости в школе; высвобождение значительного количества времени для развития творческих способностей; овладение навыками и приемами самообучения; для учителя- более оптимальный темп учебной работы, индивидуальный подход при работе с классом, высвобождение на уроке времени для диагностики способностей учащихся; сотрудничество с психологом, медиками, родителями.



Условия эффективной адаптации образовательного процесса к ученику: систематическое контролирование и выявление уровня психофизиологического развития обучающегося и учет его в организационных параметрах процесса обучения; выявление эффективных педагогических условий, форм и методов управления данным процессом на основе учета уровня психофизиологического развития учеников; организация внеклассной и внешкольной творческой деятельности детей через совместное планирование работы всей социальной сферы села; активное сотрудничество педагогов и родителей.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница