Содержание учебного материала



Скачать 38.99 Kb.
Дата12.06.2018
Размер38.99 Kb.
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

«Логика в юридической практике»


1. Введение. Предмет, цель и задачи логики

Общая характеристика курса. Цели и задачи курса. Требования к приобретенным в результате изучения курса компетенциям. Формы и методы изучения курса. Способы и методы контроля и оценки знаний.

Мышление и язык. Логический анализ языка. Естественный и искусственный языки. Научный язык. Формализованный язык. Семиотический подход к анализу языка. Синтактика, семантика, прагматика. Язык и метаязык. Понятие логической категории. Именные и пропозициональные функторы.

Логика как наука о схемах рассуждений. Понятие логической схемы (формы). Виды логических схем и виды рассуждений. Понятие логического закона. Содержательные и формальные ошибки в мышлении. Паралогизмы и софизмы.

Классическая и неклассические логика. Общие представления о современных системах логики.

Понятия логической культуры. Применение логики в профессиональной и общественной деятельности специалиста.


2. Высказывания

Понятие высказывания. Высказывания простые и сложные. Логические союзы: конъюнкция, дизъюнкция слабая, дизъюнкция сильная, эквиваленция, импликация, отрицание. Словесный и табличный способ определения логических союзов.

Понятие закона логики высказываний. Элементарные законы логики высказываний: тождества, противоречия, исключенного третьего, двойного отрицания. Сложные законы логики высказываний: modus ponens, modus tollens, контрапозиции, условного силлогизма и др. Проблема разрешимости и способы ее решения (табличный и сокращенный).

Логические отношения между схемами высказываний: совместимость (следование, полная совместимость, частичная совместимость), несовместимость (противоречие, противность).

Выводные процедуры в логике высказываний. Основные и производные правила выводов. Введение импликации и сведение к абсурду.

Принцип достаточного основания. Достаточные и необходимые условия.

Речевые средства выражения логических союзов, законов, отношений и выводов.

Ценность и ограниченность логики высказываний.


3. Имена

Понятие имени. Объем и содержание имени. Виды имен по объему: имена единичные, общие, пустые. Понятие универсума рассуждения.

Признак как определяющий элемент содержания имени. Виды признаков: признаки родовые, видовые, индивидуализирующие; существенные и несущественные; основные и производные. Виды имен по содержанию: имена собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, четкие и нечеткие. Имя и понятие. Функции имени.

Отношения между сравнимыми именами: совместимость (равнозначность, пересечение, подчинение), несовместимость (противоречие, внеположенность, противоположность). Круги Эйлера как способ представления отношений между сравнимыми именами.

Логические операции с именами: булевы операции, ограничение, обобщение, определение, деление (классификация). Правила логических операций с именами. Ошибки при нарушении этих правил.
4. Силлогистические выводы

Атрибутивные высказывания как основа силлогистических выводов. Понятия субъекта и предиката. Деление атрибутивных высказываний по качеству и по количеству. Распределенность терминов в атрибутивном высказывании.

Отношения между схемами атрибутивных высказываний с одними и теми же терминами: противоречие, противность, подчинение, подпротивность. «Логический квадрат» как схема представления отношений между атрибутивными высказываниями.

Непосредственные силлогистические выводы: по «логическому квадрату», обверсия, конверсия, контрапозиция.

Понятие опосредованного силлогистического вывода. Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического силлогизма: три термина (меньший, больший, средний), посылки (меньшая, большая), заключение. Круговые схемы Эйлера как способ определения правильности простого категорического силлогизма. Основные правила простого категорического силлогизма и ошибки при нарушении этих правил. Фигуры простого категорического силлогизма и их роль в обнаружении формальных ошибок.

Понятие полисиллогизма. Прогрессивный и регрессивный полисиллогизм.

Речевое выражение силлогизмов. Энтимема. Методика восстановления энтимемы до полного силлогизма и обнаружение содержательных и формальных ошибок. Эпихейрема.
5. Недедуктивные (правдоподобные) выводы

Аналогия, ее структура и виды. Сравнение и метафора. Понятия модели и прототипа (оригинала). Редуктивные выводы: абдукция, индукция, их разновидности. Условия правомерности правдоподобных выводов. Ошибки в правдоподобных выводах. Эвристическая функция недедуктивных (правдоподобных) выводов.


6. Диалог. Заключение

Определение и логическая структура диалога. Вопросно-ответный комплекс как основа структуры диалога. Социокультурные предпосылки ведения диалога. Вопрос, его структура и виды. Ответ, его связь с вопросом. Виды ответов.

Аргументация, ее структура. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. Деление аргументации по логическим основаниям: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание. Элементы коммуникативной структуры аргументации: распознавание, понимание, убеждение.

Правила ведения диалога (по отношению к вопросу, по отношению к ответу, по отношению к составу аргументации – ее тезису, аргументам, демонстрации). Ошибки и эвристические приемы в аргументационных процедурах. Значение аргументации в процессах управления, в идеологической работе, при формировании убеждений.



Подведение итогов курса. Анализ полученных студентами знаний, умений и навыков. Определение способов их внедрения на практике.
Каталог: sites -> default -> files -> philosof
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница