Содержание: стр



Скачать 271.17 Kb.
страница1/3
Дата26.05.2018
Размер271.17 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

РЕФЕРАТ


Теории цивилизации Тойнби, Шпенглера, Гумилева.


Содержание:

стр.


Введение 3

I. Теории цивилизации Тойнби, Шпенглера, Гумилева 5

1. Шпенглер и его точка зрения на теорию цивилизации 5

1.1. Понятие культуры в теории Шпенглера 5

1.2. Триада Шпенглера «душа-жизнь-мир» 7

2. Концепция цивилизации английского историка и

философа А. Дж. Тойнби 9

2.1. Различия между взглядами Шпенглера и Тойнби 9

2.2. Тойбианская концепция о влиянии окружающей среды

на развитие цивилизаций 11

2.3. Деление цивилизаций по Тойнби на группы и этапы

развития 12

3. Теория цивилизации Гумилева. 20

Заключение 23

Список литературы 25

Введение


Термин «цивилизация» (от латинского Civilis – гражданский, государственный) используется в различных смыслах.

Во-первых, как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. В современной литературе термин «цивилизация» сохраняет свой первоначальный смысл как антитеза варварству.

Во-вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и п.)

В-третьих, как синоним термина «материальная культура»: то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т.п.).

В-четвертых, как характеристика единства исторического процесса. Это понятие служит в качестве критерия сравнительной оценки определенных этапов истории в связи с развитием общественного богатства. Развитие общества в этом случае характеризуется понятием «цивилизованность», «низшая ступень развития цивилизации», «промежуточные стадии развития цивилизации», «общий уровень цивилизации». Но названное понимание цивилизации не является достаточным, поскольку отсутствует критерий, позволяющий определить уровень, степень или стадию её развития. В середине XVIII века понятие цивилизации использовалось как оппозиция «естественному состоянию человека, а в качестве критерия прогресса цивилизации утверждалась идея общественного блага в её различных модификациях. Кант усматривал различие между цивилизацией и культурой. Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент в развитии культуры. На анализе огромного фактического материала он пришел к выводу, что в истории человечества существовало и существует множество самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая из которых завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвления, которую Шпенглер называет цивилизацией. В концепции Шпенглера (а затем и других мыслителей) цивилизация определяется как этап вырождения культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих органически жизненное начало, концентрирующееся в культуре. О. Шпенглер настаивает на обособленности и взаимонепроницаемости отдельных культур. Английский историк и философ Арнольд Дж. Тойнби, особенно в последние годы жизни, ищет основы общечеловеческого единства, рассматривая историю как непрерывный направленный процесс, содержащий в себе цивилизованные циклы. Историк и этнолог Лев Николаевич Гумилев развил теорию этносов, в которой утверждает, что этнос зарождается из-за небольшой горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизации, проходит стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.

Главные различия во взглядах этих философов на теорию цивилизации состоят в том, что одни философы выделяют в истории общества этапы цивилизации и этапы культуры, другие полагают, что культура и цивилизация возникают и существуют одновременно. Одни авторы отожествляют понятия цивилизации и культуры, другие – нет. Одни авторы полагают, что цивилизация возникла раньше культуры, другие – что цивилизация возникла позже культуры. В чем же авторы едины? Они почти единодушно усматривают в цивилизации царство технико-механических элементов. Так или иначе все авторы единодушно связывают цивилизацию и культуру. Правда, одни характеризуют цивилизацию как порождение творческого гения человечества, другие – как средство регламентации, управления культурой. Все философы усматривают в цивилизации начало своеобразия культуры, хотя многие отрицательно относятся к цивилизованной обособленности народов.



В данной работе будут раскрыты точки зрения О. Шпенглера, Арнольда Дж. Тойнби, Гумилева на теорию цивилизации, общее и различия в их взглядах по этому вопросу.


Каталог: ld
ld -> Общая характеристика исследования
ld -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
ld -> Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания ХХ века
ld -> Образование в человеческом измерении
ld -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
ld -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
ld -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
ld -> Великую землю


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница