Содержание дисциплины



Скачать 34.43 Kb.
Дата14.05.2018
Размер34.43 Kb.

Содержание дисциплины

Тема 1. Массовая коммуникация: базовые характеристики


Социальная коммуникация и ее виды: межличностная, корпоративная (специальная,ведомственная). Массовая коммуникация как важнейший вид социальной коммуникации. Масса, массовое сознание, массовое общество, массовая коммуникация.Массовая коммуникация и её определение. Характеристики массовой коммуникации:публичность; открытость; социальная направленность; ограниченность и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов и разный коммуникационный статус передающей и принимающей стороны; этическаяи законодательная регулируемость. Виды массовой коммуникации: журналистика, реклама, политическая коммуникация, межкультурная коммуникация, связи с общественностью и др. Социальные функции массовой коммуникации. Особая роль средств массовой коммуникации и информации. Медиасреда. Масс-медиа как каналы массовой коммуникации.
Тема 2. Нормативные теории массовой коммуникации
Теории средств массовой коммуникации (СМК). Два историко-концептуальных подхода к определению состава понятия «теория массовой коммуникации (МК)».

Зависимость массовой коммуникации от политической системы.

Нормативные теории в работе Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма: авторитарная, ли-

бертарианская, социальной ответственности и советская модель.

«Авторитарная» система. Советская модель как вариант авторитарной.

Главные принципы и ценности «либертарианской» системы массовой коммуникации

и их идентичность принципам и ценностям либерально-демократического государства

Теория «социальной ответственности» как компромисс между позицией о необходимо-

сти правительственного контроля и полной свободы прессы.

Добавление Маккуйэла: модель развития и демократического участия (партиципаторная)

Тема 3. Теории массового общества и пропаганды
Начала исследования массового общества и теории пропаганды.   Теория «магической пули».   Концепции пропаганды . Изучение эффектов коммуникации.   Концепция лидеров мнения.   Изменения установок.   Селективные процессы.
Тема 3. Структурно-функциональный подход и концепции активной аудитории
Системно-структурная традиция в исследованиях массовой коммуникации. Возникновение структурно-функционального анализа. Массовая коммуникация в структурно-функциональной традиции. Работы Р.Мертона, Г.Лассуэлла, П.Лазарсфельда. Основные структурно-функциональные модели массовой коммуникации: модель коммуникационного акта и модель двухступенчатого потока коммуникации. Микро- и макросоциальные функции массовой коммуникации. Массовая коммуникация как средство поддержания системной стабильности в работах М.Де Флера. Теория массово-коммуникационных эффектов Д.Маккуэйла.

Теории активной аудитории   Обретение пользы и удовлетворения   Теории заговора и медиазависимости   Выстраивание приоритетов   Спираль молчания


Тема 4. Культурологические концепции

Два аспекта взаимовлияния массовой коммуникации и культуры: ценностное (куль-

турное) содержание сообщений массовой коммуникации и современные коммуникационные технологии, оказывающие влияние на культуру общества.

Культурологическая традиция в исследованиях массовой коммуникации. Истоки: работы представителей Франкфуртской школы. Работы М.Маклюена «Галактика Гутенберга» и «Понимание медиа». Социодинамическая теория массовой коммуникации А.Моля. Работа А.Моля «Социодинамика культуры». Гипотеза культивации Дж.Гербнера. «Media Studies»: работы представителей Бирмингемской школы (С.Холла и др.). Концепция медиатизации культуры Дж.Томпсона. Работа В.Борева и А.Коваленко «Культура и массовая коммуникация». Теория медиагенезиса.

Тема 5. Критические теории
Критическая традиция в исследованиях массовой коммуникации. Франкфуртская школа. Работы представителей Франкфуртской школы. Понятия «индустрия культуры» и «массовая культура». Работа М.Хоркхаймера и Т.Адорно «Диалектика Просвещения». Работа Г.Маркузе «Одномерный человек». Работа В.Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Последователи Франкфуртской школы. Работа Н.Постмана «Развлекая себя до смерти». Значение представителей Франкфуртской школы в развитии теории массовой коммуникации.
Тема 6. Концепции информационной эпохи

Массовая коммуникация в контексте теорий информационного общества. Концепция информационного общества Д.Белла. Информационное общество как постиндустриализм. Работа Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция информационального капитализма М.Кастельса. Работа М.Кастельса «Информационная эпоха». Сетевое общество и сетевое предпринимательство.



Массовая коммуникация и теория виртуализации общества. Влияние сети Интернет на социоструктурные изменения. Возникновевние сетевых сообществ. Виртуализация как замещение реальности образами. Виртуализация власти. Виртуализация экономики. Виртуализация знания. Виртуализация творчества. Реальное-виртуальное: парадигма трансформации общества. Виртуальный анархзизм и виртуальные империи. Работа Д.В.Иванова «Виртуализация общества».
Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница