Социология образования



Скачать 247.24 Kb.
страница1/7
Дата20.02.2018
Размер247.24 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования

Российской Федерации Российской Федерации
Национальный Исследовательский Университет

Высшая школа экономики

Факультет социологии
Программа дисциплины
социология образования
для направления 521200 «Социология»

2-ая ступень высшего профессионального образования

и

для специальности 020300   Социология

3-я ступень высшего профессионального образования

Автор: к.социол.н., доц. Абрамов Роман Николаевич,



institutkafedra@mail.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов
Председатель: проф.Ледяев В.Г Зав. кафедрой: проф. Девятко И.Ф.
“___” __________ 201_ г. “___” ____ 201 __г.


Москва 2013

Пояснительная записка

Требования к студентам:
Данный курс рассчитан на студентов успешно освоивших базовые курсы по социологической теории, методам социологического исследования и другие общепрофессиональные и факультативные курсы, обозначенные в учебном плане. В курсе используются полученные студентами знания в области социальной теории профессий, социологии культуры, социологии науки, экономической социологии, а также знание основных методов социологического исследования.

Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные будущими студентами-социологами на предыдущей ступени профессионального образования.


Аннотация:

В процессе изучения курса «Социология образования» предполагается раскрыть дисциплинарную область социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Особое внимание уделяется как теоретическим, так и практическим аспектам изучения системы образования: стратегиям реформирования образования в России и за рубежом и вовлечение национальных систем образования в международный контекст. Кроме того, содержательно учебный курс «Социология образования» проектирован в двух сравнительных системах координат: первая связана с историческим ретроспективным взглядом на генезис систем образования, вторая ориентирована на сравнение развития образования в пространственном аспекте с акцентом на Россию, Европу и США. Теоретическая основа исследования образования была заложена в функционалистской традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. В России в конце XIX начале ХХ века проводилось значительное число эмпирических исследований в области школьного и высшего образования. В связи с этим следует отметить работы П.Н.Милюкова и Н.И.Кареева, посвященные проблемам российского образования. В советской и постсоветской социологии значительный вклад в изучение образования в разные годы внесли В.Н. Шубкин, А.А.Овсянников, М.Н.Руткевич, Ж.Т.Тощенко, Ф.Р.Филиппов, Д.Л.Константиновский и другие. В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Также не остается без внимания и другой взгляд на предмет сравнительной социологии образования (М.Троу) как на узкую область, объединяющая исследователей которые интересуются формальными учебными заведениями и учреждениями – школами, колледжами, университетами и т.п., а также процессами обучения в них и связью между ними и другими институтами общества. В целом область изучения сравнительной социологии образования включает в себя учебные заведения, их системы, управление ими, организацию и структурирование, уровни образования, взаимодействия групп в учебных заведениях, социальные роли учителя и администратора. Британская традиция социологии образования имеет несколько развитых направлений исследований: а) школьная этнография занималась описанием школьных социальных систем с акцентом на межличностное взаимодействие между преподавателем и учащимся; б) образовательные учреждения рассматривались в качестве элемента школьного воспроизводства, обеспечивающего усвоение учащимися скрытой учебной программы; в) феминистские социологии изучали роль школы в развитии у детей гендерных стереотипов; г) исследования, направленные на определение степени эффективности различных стилей преподавания. В современной социологии образования активно развиваются прикладные исследования, ориентированные на предоставление информации государственным органам и общественным фондам для формирования эффективной социальной политики в сфере образования – education policy. Социальная политика в сфере образования и education policy являются важным элементом учебного курса «Социология образования».
Курс «Социология образования» является органичным продолжением профессионального социологического образования и представляет собой логически-выстроенный обзор основных теоретических и прикладных подходов к пониманию феномена образования в сравнительной перспективе. Также в курсе активно используются имеющиеся результаты социологических исследований, включая статистические данные. Образование в курсе рассматривается в качестве важного социального института современного общества. Изучение теоретических концепций, накопленных эмпирических данных и основных методологических подходов, разработанных в рамках сравнительной социологии образовательных систем – важнейший компонент профессионального социологического образования, позволяющий студентам-социологам соприкоснуться и с теоретическим, и с прикладным социальным знанием в рассматриваемой области. Полученные знания могут быть использованы не только в исследовательской работе, но и в практической деятельности в таких областях, как социальная политика и социальная работа, менеджмент в образовании, государственное и муниципальное управление
Формы оценки:

Итоговый контроль осуществляется в соответствии с приказом №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Исходя из текста Приложения №1 «Методика формирования результирующей оценки промежуточного и рубежного контроля» к приказу №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова явствует, что «все формы промежуточного и итогового контроля (контрольные работы, эссе, домашние задания, итоговый тест, и др.) оцениваются в 10-балльной шкале Оi».

Итоговая оценка определяется в соответствии с методикой, охарактеризованной в названном приказе №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Руководствуясь требованиями, изложенными в данном документе для оценки относительной важности отдельных видов текущего, промежуточного и итогового контроля вводятся их веса Wi таким образом, чтобы сумма Wi = 1. Также находится средневзвешенная оценка отдельных форм, текущего, промежуточного и итогового контроля: Оср = ∑ Wi Оi..

Таким образом, оценка по курсу составляется из трех компонентов: W1 работа на семинарах (участие в дискуссиях, знание текстов), W2 написание эссе/реферата и W3 итоговый письменный экзамен. Работа на семинарах оценивается с весом 0.4, эссе/реферат – 0.4, итоговый экзамен – 0.2.

Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 1,5 до 2 тыс. слов. Альтернативой эссе является профессионально выполненный реферат. Для реферирования может быть выбрана статья на английском (или другом иностранном языке), опубликованная в реферируемом зарубежном академическом журнале, имеющая высокий индекс цитирования, не переведенная на русский язык и не отреферированная ранее. Выбор статьи для реферирования в обязательном порядке должен обсуждаться с преподавателем.

В соответствии с положением о плагиате, как на полное так и на частичное заимствование текста налагаются санкции. Обнаружение плагиата в письменной работе влечет за собой нулевой балл за эту компоненту курса.



Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса
2013 -> Политические ориентации современной российской молодежи
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Исследование особенностей жизнедеятельности семей в современной России
2013 -> Владимир карлович кантор
2013 -> Факт и образ: жанровая специфика мультимедийных и телевизионных проектов на темы истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница