Социология культуры



Скачать 294.64 Kb.
страница1/3
Дата03.02.2018
Размер294.64 Kb.
ТипКурсовой проект
  1   2   3

INTERNATIONAL PRAGUE UNIVERSITY

Специальность: Финансовый менеджмент

Дисциплина: Социология

Курсовой Проект

на тему:

«Социология культуры»

Выполнил студент 2 курса

Заец Вячеслав

Проверила









Прага 2015


Содержание

Введение

Глава 1. Понятие культуры, сущность и ее история возникновения.

1.1 Содержание и сущность культуры 5

1.2 Социология культуры история возникновения и предмет 7

1.3 Структура и принципы культуры 10

Глава 2. Характеристика культуры



2.1 Функции и формы 14

2.2 Основные культурологические школы 17

2.3 Культура как фактор социальной регуляции 19

2.4 Социология культуры П. Сорокина 24

Глава 3 Социология культуры как отрасль социологического знания

3.1 Сущность социологического подхода 28

Заключение

Введение


Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

Одним из первых исследователей, употребили понятие "культура" в широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на эту раннюю память, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" до "обработки" вообще, от "воспитания ума" до "воспитания" в широком смысле.

Большое внимание проблеме культуры оказывал идеолог немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, объединяет людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

Глава 1. Понятие культуры, сущность и ее история.

1.1 Содержание и сущность культуры

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она является определенными ценностями, как материальными, так и духовными. В реальной жизни они сливаются, но есть и различия. Материальная культура, как правило, наглядная, ощутима. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкий стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметов бесценное, уникальное. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, этической или политической), одной формой деятельности (познавательной, образовательной, организационной и т. п.).

Специфика культуры заключается в том, что она, будучи известными ценностями, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих различий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически унаследованная совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.



В культуре фиксируются:

  • общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

  • качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей

  • особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

1.2 Социология культуры, история возникновения и предмет

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науки о культуре), на учение о динамике культурных обьективувань Р. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляется с анализом сложных социальных процессов, в частности - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы сравнить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения действия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксацию и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложную динамическую образование, имеющее социальную природу и выражает социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она оказывает действие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.



Содержание социологии культуры составляют:

  • существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры

  • устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы

  • конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры

  • оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения

  • социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом

  • технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом

  • специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято как единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представление формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурных образцов. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.

1.3 Структура и принципы культуры

В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства.

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:



  • понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

  • отношения – культура не только отвечает на вопрос “что есть”, т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос “что может быть” в результате взаимодействия составных частей социального организма.

  • ценности – разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

  • нормы – правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы “вписаться” в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.

Ряд современных российских исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы, например, ставят в центр развития культуры наукуНаука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука – это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.

Активным элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство – это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство – средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству.

Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п.

При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.

К их числу относится, прежде всего, принцип преемственности, выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение “высокой культуры”, которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были А.Григорьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов. Коренная их идея – “национальная почва” - основа социального и духовного развития общества.

Второй принцип – целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное – своего рода “хранилище” духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.

Третий принцип – проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности – как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

Четвертый принцип – способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах:


  • спорадическая, стихийная, неосознанная;

  • метод проб и ошибок, где высок процент случайности;

  • сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.

Пятый принцип – взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и Запад).

Глава 2. Характеристика культуры

2.1 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мнению Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенная поведение общая для всей группы людей и передается из поколения в поколение, является культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она обнаруживает, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются этические ценности, которые являются предпочтительными вариантами взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Культура обладает также коммуникативной функцией, позволяющей закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре есть разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они называются субкультурами. Это - автономная образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на узкий круг потребителей. Наконец элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичними.

Последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

2.2 Основные культурологические школы

В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:



а) символическая школа.

Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.



б) натуралистическая школа.

Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.



в) психологическая школа.

С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.



г) социологическая школа.

Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.



г) аксиологическая школа.

Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

2.3 Культура как фактор социальной регуляции

Изучение концепций, теорий социологии культуры позволяет выявить важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс. Содержательными элементами культуры как фактора социокультурной регуляции являются обычаи, нормы, ценности, смыслы, знание.

Обычаи - это концентрированное выражение опыта предков, принимаемое сознанием потомков как установка на определенную форму и содержание жизнедеятельности. Обычаи воспринимаются как привычные и не подверженные рефлексии, т.е. сомнению, образцы поведения. Обычай является продуктом чувственно-интеллектуальной деятельности, а значит, он — элемент культуры. Он также выступает как важнейшая установка, регулирующая поведение индивида.

Эта установка часто воспринимается как внутренняя самоустановка индивида, т.к. впитывается с ранних лет. Проявляясь как фактор внутренней саморегуляции, обычаи приобретает значение социального регулятора в процессе взаимодействия индивидов, которое регулируется в действии каждого отдельного индивида. В это время обычай проявляется как высший социально-волевой регулятор совместной жизнедеятельности людей. Обычаи, привычки и традиции формируют нормы.     



Нормы — руководящее начало, правило, образец. В отличие от обычая, норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр действия, указывает на меру вариативности в конкретной ситуации. Нормы концентрированно выражают формализованные мотивы и потребности. Норма формирует ожидаемое поведение, ее функция состоит в исключении случайных обстоятельств. Кроме функции эталона, своеобразной инструкции для отдельных индивидов и социальных групп, норма выполняет еще ряд важнейших функций: способствует контролю за отклоняющимся поведением, обеспечивает стабильность социальной системна Согласно Т. Парсонсу выделяют несколько классов норм:

  • нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. Это социально-универсальный уровень, на котором норма связывается с социальным субъектом;

  • экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности;

  • политические нормы, регулирующие политическую деятельность субъекта, обязывая его осуществлять деятельность в рамках определенных правил, соблюдая закон и конституцию (правовые нормы);

  • культурные, нормы, поддерживающие устойчивые принципы культурной коммуникации между индивидами и группами (моральные нормы). Эти нормы, как правило, поддерживаются религией, традицией.

Существует и другая классификация норм, согласно которой существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Эти нормы не всегда совпадают, например то, что считается нормальным в межиндивидуальном общении, может быть осуждаемо обществом.

Нормы меняются от одной культуры к другой, но существуют и общие нормы. В нормах находят свое выражение ценности.



Ценности — это выражение человеческой и социальной, культурной значимости определенных явлений действительности; представления о желаемом типе социальной системы; разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения; обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения. Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном, общественном и иных формах).

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей:

  • универсальные, к которым относят витальные ценности (здоровье, жизнь, семью, благосостояние, образование и т.д.), ценности межличностного общения (честность, доброжелательность), общественного признания (социальное положение, должность), политические ценности (свободу слова, совести, правопорядок и т.д.);

  • смысложизненные (представления о добре и зле, смысле жизни);

  • партикулярные (привязанность к семье, родному городу и т.д.).

Классификация ценностей проводится еще и по сферам деятельности: политические (право, государственность, законность, конституция, состояние гражданского мира), моральные (добро, благо, любовь, дружба, уважение, долг, честь, бескорыстие, порядочность, справедливость, верность), религиозные (Бог, Божественный закон, вера, благодать, сплочение, ритуал, церковь), эстетические (красота, гармония, идеал, стиль, культурная самобытность, культурные новации, мода и т.д.).

Смыслы и значения как регуляторы социальной действительности. В качестве элементов культурного ядра смыслы вездесущи и лежат в основе мироконструирования. Культура рождается в поле смысла. Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием (индивидуальным и общественным) и влияют на поведение и действия человека, и соответственно, способны менять социально-историческую реальность.



Смысл — содержание значения того или иного предмета или явления. Под значением понимается обозначаемое имя предмета. Иногда они могут совпадать, но так случается не всегда.

Культурный смысл трансформируется в историческую практику. Некоторые исследователи рассматривают культурный смысл как выработанную исторической практикой культурную форму, посредством которой сообщество людей постигает и понимает окружающий мир как естественную данность. Способом и средством передачи смыслов и значения является вербальный, образный язык, язык символов.



Знание — проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.

Как культурный элемент знание отражается в социальном и индивидуальном сознании в виде представлений, понятий, суждений, теорий, которые фиксируются в форме знаков, символов и передачи посредством естественных и искусственных языков. Эти элементы сознания определяют деятельность и действия индивидов социальных субъектов, и таким образом влияют на социальную реальность, социальные процессы.

Исследователи выделяют следующие разновидности знания: духовное знание (знание об общении, чувственные, интуитивные, эмоциональные ощущения, о семейных отношениях, Правовых и т.п.); эмпирическое знание (знание о естественных процессах и природе, о воспринимаемом на чувственном опыте, социальных процессах); теоретическое знание (зафиксированное в учениях, теориях, концепциях, опирающееся на рациональную основу, на способность абстрактного мышления); эзотерическое знание (мистическое знание, интуитивная память о мистических состояниях). Различные виды знания институциализируются в социокультурном пространстве в форме мифологии, религии, идеологии, науки, художественной культуры.

В социологии при изучении культуры принято рассматривать ее с точки зрения выполнения ею определенных функций в обществе, средств и механизмов осуществления последних.

Среди функций культуры выделяют следующие: производство новых норм, значений, знаний, смыслов — духовное творчество; накопление, хранение и передачу (трансляцию) культуры в целом, культурных традиций и форм и элементов социокультурной регуляции; целеполагание, фиксацию цели социокультурных процессов и регуляции; коммуникативную функцию ориентирования взаимодействия между индивидами и социальными субъектами; социализирующую функцию (предполагает освоение индивидом социокультурных норм и становление личности); компенсаторную; игровую.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница