Социология как наука. Возникновение социологии как самостоятельной науки и её развитие в XIX ххi вв



Скачать 63.12 Kb.
страница1/12
Дата25.02.2018
Размер63.12 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Лекция № 1

Тема: Социология как наука. Возникновение социологии как самостоятельной науки и её развитие в XIX – ХХI вв.
Цель занятия: раскрыть специфику и значение социологии; раскрыть предпосылки и причины возникновения социологии, особенности и содержание классической и современной социологии.
Задачи занятия:

  1. Объяснить сущность объекта и предмета социологии.

  2. Дать характеристику структуры социологии.

  3. Дать характеристику методам социологии.

  4. Объяснить функции социологии.

  5. Объяснить предпосылки возникновения социологической науки.

  6. Дать характеристику позитивизму О. Конта и его роли в становлении социологии.

  7. Дать характеристику натуралистическому и психологическому направлению социологии (XIX в.).

  8. Дать характеристику классической социологии.

  9. Объяснить особенности развития социологии в начале ХХ в.

  10. Дать характеристику современным парадигмам и теориям социологии XIX – ХХI вв.



Аннотация лекции:

В начале первого вопроса лекции раскрываются понятие и виды мировоззрения, выделяется социальное мировоззрение и даётся ему общая характеристика, при этом подчёркивается его значение для общества и каждого конкретного человека. Далее раскрывается сущность и виды знания, объясняется при каких условиях, знания приобретают качество научных. Указываются критерии и принципы научности. Далее даётся общее понятие и характеристика объекту и предмету научного познания, после чего характеризуются объект и предмет именно социологии, объясняются их отличия и взаимосвязь. Необходимо подчеркнуть, что наличие специфических объекта и предмета является необходимым условием становления самостоятельной науки. Определяют её специфику и области исследований. Раскрываются подходы и принципы структурирования социологии, даются варианты структуры социологии и объясняются достоинства каждого из указанных видов. Далее даётся характеристика методам социологии, указываются группы методов – общенаучной, специфической и методов гуманитарных наук, их особенности, объясняется содержание методов. Необходимо указать значимость именно комплексного использования методов, раскрыть системность исследований. В этом вопросе следует подчеркнуть специфичность социологических исследований исходя из её эмпирических методов. Даётся анализ функций социологии. Здесь необходимо остановиться на объяснении того, что социальное знание необходимы всему обществу и каждому современному человеку, вне зависимости от его профессии, поскольку без них не произойдёт полноценного становления личности, как безусловного участника социальных процессов и взаимодействия. Раскрывается сущность и характер связи социологии с другими науками. Особенно нужно раскрыть связь с гуманитарными, подчеркнуть её органический и историко-детерминистский характер. При анализе связи социологии с другими науками необходимо указать, что она проявляет принципы системности и взаимодополняемости объективного знания.


Форма организации лекции:

Первая лекция – это введение в курс социологии. Основной её материал конспектируется студентами, ориентируя их на усвоение целей, задач, методов и приемов изучения курса. Целесообразно использование проблемных вопросов, обеспечивающих осмысление представленного материала.


Методы используемые на лекции:

На лекции используются активные и интерактивные методы. Проблемное изложение отдельных разделов, совместное в форме обратной связи обсуждение профессионально-ориентированных вопросов, графическое представление отдельных положений. Приемы и методы, используемые на лекции должны стимулировать мотивационную активность студентов, творческому освоению материала.


Средства обучения:

Материально-технические: мультимедийное сопровождение, включающее презентацию лекции №1;


Основные вопросы:

  1. Общая характеристика социологии как науки.

  2. Обоснование О. Контом социальной науки. Основные направления и теории в социологии XIX в.

  3. Классические социологические концепции.

  4. Развитие социологии в ХХ – начале ХХI вв.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. Общая характеристика социологии как науки.

Термин «социология» постоянно встречается нами в современной жизни – телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах также проводятся разнообразные опросы студентов. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз и необходимо разобраться.

Сам термин «социология» – производное от двух слов: латинского слова – «общество» и греческого – «слово, понятие, учение». Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальноеэто совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты (при этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное). Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом, поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов)

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Структура социологии

Помимо внешней институционализации социология прошла процесс и внутреннего структурирования (внутренней институционализации), что означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов.

В организационной структуре социологии выделяют три уровня (относительно независимые)


Каталог: sveden -> education
education -> Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену направление подготовки
education -> Тема 7: Социальные изменения и процессы. Основные вопросы
education -> Рабочая программа дисциплины социальная психология для специальности
education -> Основные вопросы Определение понятия "культура". Особенности социологического анализа культуры
education -> Программа курса «История»
education -> Лекции: Понятие «здоровье»
education -> Аннотации к рабочим учебным программам дисциплин, реализуемых по направлению


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница