Социология духовной жизни: проблемы концептуализации



Скачать 59.98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата02.08.2018
Размер59.98 Kb.
  1   2   3   4   5


СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Автор: Е. А. ПОПОВ
ПОПОВ Евгений Александрович - доктор философских наук, профессор Алтайского
государственного университета (E-mail: basic_sf@socio.asu.ru).
Аннотация. Место социологии духовной жизни в современной социологической науке является не совсем определенным, не до конца понятен ее научный статус, объект, предмет и т.д. Нуждаются в теоретической рефлексии сама категория духовной жизни, выяснение ее соотношения с культурой.
Не решается проблема ее научной концептуализации и включенности в социогуманитарный научный дискурс. Этому аспекту в статье уделяется особое внимание.
Ключевые слова: духовность * духовная жизнь * культура * ценности * нормы
Современное социологическое знание, следуя принципу полинаучности, закрепляющему приоритеты междисциплинарности в получении новой информации, актуализирует широкий круг отраслевых направлений, среди которых заметное место занимают традиционные для социологии области, например, социология культуры, социология права и другие. В то же время оно прирастает и другими научными интересами, существенно расширяя свое эпистемологическое пространство.
Социология духовной жизни переживает сложное и противоречивое состояние, вызванное отсутствием четкого и осмысленного понимания категории духовная жизнь. Как известно, совсем недавно в наименовании научной специальности, по которой присуждались ученые степени, присутствовало гармоничное единство культуры и духовной жизни - социология культуры, духовной
жизни. По-видимому, такое сочетание ни у кого не вызывало сомнений, по крайней мере, процессам, происходящим в социальной реальности: исследования культуры вкупе с изучением духовной жизни человека составляли самодостаточный уровень социальных обобщений с обозначением важных аспектов "для других научных областей"- культурологии, психологии, антропологии и, конечно, философии. Это придавало особый вес тем концепциям, которые социология культуры, духовной жизни не просто констатировала в плане теоретизирования, но и подкрепляла достаточным эмпирическим материалом. За социологией культуры закреплялся приоритет теоретического осмысления процессов взаимодействия общества, культуры и человека, а социология духовной жизни в большей степени актуализировала прикладной характер в изучении такого взаимодействия, оставляя открытым вопрос о дифференциации двух категориальных систем - культуры и собственно духовной жизни.
Сегодня по-прежнему не решена проблема соотношения понятий культуры и духовной жизни. Как нам кажется, она не может быть предана забвению, поскольку гуманитарная наклонность социологии так или иначе определяет формулу взаимо- стр. 122




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница