Социология – наука об обществе и социальном мире человека



страница1/207
Дата28.02.2018
Размер1.98 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   207





СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Рабочая программа

6

Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»

13

Конспект учебного материала

13

Практические задания

25

Модуль 2. История становления и развития социологии

32

Конспект учебного материала

32

Практические задания

66

Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система

72

Конспект учебного материала

72

Практические задания

79

Модуль 4. Культура как система ценностей и норм

86

Конспект учебного материала

86

Практические задания

98

Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности

105

Конспект учебного материала

105

Практические задания

116

Модуль 6. Социальная структура и стратификация

123

Конспект учебного материала

123

Практические задания

130

Модуль 7. Социальные общности и социальные группы

137

Конспект учебного материала

137

Практические задания

145

Модуль 8. Социальные институты и социальные организации

152

Конспект учебного материала

152

Практические задания

159

Модуль 9. Социальные конфликты

164

Конспект учебного материала

164

Практические задания

171

Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление

177

Конспект учебного материала

177

Практические задания

185

Модуль 11. Специальные и отраслевые социологические теории

191

Конспект учебного материала

191

Практические задания

198

Модуль 12. Виды и типы социологических исследований

204

Конспект учебного материала

204

Практические задания

210

Контрольный модуль

212

Тестовые задания

214

Контрольные вопросы

234

Краткий словарь социологических терминов

236

Список литературы

244


ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское общество вступило на путь инновационного развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие эффективными методами, средствами и формами управления производством и экономикой. Социология – дисциплина, которая не только помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, но и непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Основными принципами организации образовательного процесса в Республике Беларусь провозглашаются: принцип гуманизации обучения, принцип фундаментализации, принцип компетентностного подхода, принцип социально-личностной подготовки, принципы междисциплинарности и интегративности. Учебная дисциплина «Социология» является обязательной для всех специальностей на І-й ступени обучения, согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь.

Социология – наука, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерностей индивидуального и массового поведения людей. Социологией накоплен достаточный объём теоретических, практических и методических знаний для передачи их из поколения в поколение, внедрения в общественное и индивидуальное сознание посредством преподавания социологии как учебной дисциплины в высшей школе. Можно выделить несколько векторов социологического обучения и воспитания в системе высшего образования:

1. ориентация личности на статус в обществе (на занятиях по социологии студенты учатся анализировать свой социальный статус, видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоёв);

2. ориентация личности на позицию в конкретной социальной группе (изучение социологии позволяет студентам осознать и скорректировать свои социальные роли);

3. ориентация личности на саморазвитие (у студентов формируется понимание значимости личности, её самоценности; воспитываются такие качества, как целеустремлённость, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации);

4. общая образованность и функциональная грамотность личности (студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике; это позволяет развивать свою личность вне учебного процесса).

Социология является важной компонентой социально-гуманитарного образования студентов. В рамках социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения, при подготовке по образовательной программе І-й ступени, должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:



  • культурно-ценностные и личностные ориентации;

  • гражданственности и патриотизма;

  • социального взаимодействия;

  • коммуникации;

  • самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие межпредметные компетенции:

  • владение методами и методиками системного и сравнительного анализа;

  • сформированность критического мышления;

  • умение работать в команде;

  • владение навыками проектирования и прогнозирования;

  • сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностная ориентация;

  • умение учиться, постоянно повышать клавалификацию.

Данный учебно-методический комплекс построен таким образом, чтобы студент имел возможность не только ознакомиться с учебным материалом, но и выработать определённые компетенции. Каждый модуль содержит конспект учебного материала, составленный на основе требований программы, список необходимой при подготовке по теме литературы, практические задания, отрывки текстов из произведений известных социологов и вопросы для их анализа, творческое задание, темы для рефератов и докладов со списком рекомендуемой литературы. Кроме того, выделен специальный контрольный модуль, который содержит: тесты по каждой теме, контрольные вопросы по дисциплине. В контрольном модуле оговорена система контроля знаний студентов.

В конце учебно-методического комплекса помещён краткий словарь социологических терминов, общий список учебной литературы по всему курсу, составленный на основе литературы находящейся в библиотеке Полоцкого государственного университета.



Каталог: images -> stories -> Philosophy -> umk
stories -> Абстрактного имени Москва 1997 ббк 81
umk -> Учебный план лекционного курса Учебный план семинарских занятий Модуль Философия в исторической динамике
Philosophy -> Введение социология
Philosophy -> Методические указания по самостоятельной подготовке студентов к экзамену для эффективного освоения курса «Философии», в первую
umk -> Контрольные работы по логике
Philosophy -> Контрольные вопросы к зачетному тесту по Этике (доц. С. М. Сороко) Где и когда возник термин «этика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   207


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница