Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие



Скачать 482.29 Kb.
Дата02.07.2018
Размер482.29 Kb.

Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.
Позитивизм в социологии – ведущее мировоззренческое направление в социологии XIX века, программные установки которого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание “положительной” (позитивной) социальной теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Позитивизм постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически (а именно лишь как являющиеся нашему восприятию, как воспринимаемые и только), так как исключалась сама возможность познания причин и сущности социальных явлений. Позитивизм в социологии второй половины XIX века развивался в формах органицизма (изучения общества по аналогии с организмом), механицизма (изучения общества по аналогии с механизмом), социального дарвинизма (изучение социальных процессов, исходя из принципов теории естественного отбора и борьбы за существование среди животных Ч. Дарвина) и др. В XX в. позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма.
Аномия – понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом, и обозначающее ситуацию, при которой социальные нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к отрицанию наиболее значимых ценностей доминирующей культуры и социальным отклонениям (девиациям).
Общественное разделение труда – дифференциация и существование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), выделение в связи с этим различных общественных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование).
Факт социальный – (1) Единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты – это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты – события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. (2) В социологии Э. Дюркгейма: “социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение, и распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое существование, независимое от его индивидуальных проявлений” (см.: морфологический социальный факт, духовный (нематериальный) социальный факт).
Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.
Солидарность механическая и органическая – типология (дихотомия), введенная Дюркгеймом для характеристики основных исторических типов общества. Механическая солидарность господствует в неразвитых архаичных обществах; она подобна той связи, которая существует между молекулами неорганического вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Это “коллективный тип” солидарности, определяемый сходством составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью личностных черт, поглощенностью личности коллективом. Органическая солидарность возникает с развитием разделения труда как главного фактора, растворяющего единое коллективное сознание. Формируется общество (напоминающее живой организм), в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с общественным разделением труда. Разделение труда обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов, становящихся в процессе труда полноценными личностями.
Морфологический социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – факт социальный (см.), в совокупности с другими аналогичными фактами составляющий “материальный субстрат” общества: половозрастная структура населения, его физическая плотность, “моральная плотность населения” (частота контактов или интенсивность общения между индивидами), наличие путей сообщения, преобладание того или иного типа поселений (городских или сельских) и т.д. (см.: духовный социальный факт).
Духовный (нематериальный) социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – это “коллективные представления” (религиозные, моральные, правовые, эстетические и др.), которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание, влияющее на сознание и поведение отдельных индивидов или социальных групп (см.: факт социальный, морфологический социальный факт).
Социологизм (социологический реализм) – методологическая и теоретическая позиция в социологии, сформировавшаяся как реакция на психологические и натуралистические концепции в социологии и получившая наиболее полное выражение во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологическом плане социологизм защищает принцип объективного научного подхода к социальным явлениям и принцип социологического объяснения социальных фактов, т.е. объяснения “социального социальным”, исключая все другие факторы (географические, физиологические, психологические и т.д.). В теоретическом плане социологизм в противоположность индивидуалистическим концепциям (в частности, социологическому номинализму М. Вебера, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл) утверждает принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. Общество предшествует индивиду и создает его. Основная идея Э. Дюркгейма заключается в том, что общество существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивидов, целое – из части, сложное – из простого. Общество есть специфическая реальность (sui generis), оно имеет собственные свойства. В то же время абсолютизация такого подхода, в свою очередь, приводит к так называемому вульгарному социологизму.

Социологический номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником, единственным субъектом общества объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем за понятиями, выражающими любое социальное целое (общество, организация, группа и т.д.), отрицается реальное содержание. Классическое выражение социологический номинализм получил у М. Вебера, который, в противоположность социологическому реализму Э. Дюркгейма, считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как “общество”, “феодализм” и т.д., социология обозначает определенные виды совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов.


Вульгарный социологизм – в широком смысле – ошибочное истолкование явлений духовной жизни общества, возникающее вследствие рассмотрения социальных функций этих явлений в качестве единственно значимых, определяющих все остальные; такой подход возникает либо в связи с переоценкой социологией своих возможностей (“пансоциологизм”), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными сферами теоретического знания об обществе (см.: социологизм); в узком смысле – одностороннее истолкование теории К. Маркса об общественном сознании, когда общественное сознание (моральное, политическое, правовое, религиозное, эстетическое и т.д.) рассматривается исключительно в аспекте его классово-идеологической функции, т.е. в качестве орудия борьбы классов (социальных слоев, групп, сословий и т.д.).
Класс – один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. Постоянное стремление буржуазии к извлечению прибыли влечет за собой эксплуатацию пролетариата и, как полагал Маркс, его растущее обнищание. В этих условиях у рабочих развивается классовое сознание, и пролетариат должен превратиться из “класса в себе” (чисто экономически определяемая категория, означающая отсутствие классового самосознания) в “класс для себя”, состоящий из рабочих, обладающих классовым мировоззрением и готовых вести классовую борьбу с капиталистами. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, местом в системе производства, ролью в организации труда и размером и формой получаемых благ. Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает “отсутствие собственности” в такую широкую категорию, что при ее использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими – квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.
Исторический материализм (материалистическое понимание истории) – принадлежащая К. Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются, прежде всего, экономическими факторами. Социально-философская формулировка: общественное бытие (совокупность материальных общественных отношений) определяет общественное сознание. Политико-экономическая формулировка: первичность базиса (типа производственных отношений, определяемого, в свою очередь, уровнем развития производительных сил) и вторичность надстройки (прежде всего, системы политических и юридических отношений и институтов). “Ветряная мельница дает вам общество во главе с сюзереном (феодалом – прим. составителей), а паровая машина – общество во главе с капиталистом” (К. Маркс).

Общественно-экономическая формация – сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. К. Маркс выделил первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации (общества). Экономической основой перехода от одной формации к другой является противоречие между исторически устаревшими производительными силами и новыми нарождающимися прогрессивными производственными отношениями. Механизмом такого перехода Маркс считал классовую борьбу и социальную революцию. «Ветряная мельница дает вам общество во главе с сюзереном, паровая машина – общество во главе с капиталистом» (К. Маркс).


Капитализм – экономическая система, основанная на рыночном обмене. Под “капиталом” понимаются богатство или деньги, инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими – их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.
Социализм – система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства.
Коммунизм (от лат. communis – общий) – политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. Коммунизм – это “ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех” (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: “каждый – по способностям, каждому – по потребностям”. С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.
Отчуждение – объективный процесс, сопровождаемый чувством, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими людьми. Это понятие (заимствованное из философии Г. Гегеля) первоначально использовалось К. Марксом для обозначения мысленного проецирования (приписывания) человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими в условиях капиталистической эксплуатации контроля над задачами и результатами собственного труда и своего жизненного бытия в целом.
Прибавочная стоимость – согласно К. Марксу, разница между общей стоимостью продукта и стоимостью сырья, средств производства, рабочей силы (себестоимостью). Накопленная прибавочная стоимость - экономическая основа эксплуатации пролетариата буржуазией. «Собственность есть кража» (П. Прудон)
Буржуазия – неточно используемый термин при описании характеристик среднего или правящего класса при капитализме. Предполагается, что эти классы заинтересованы в сохранении капитализма и борются с рабочими за распределение прибавочной стоимости. Более правильное понимание термина связано с городским классом предпринимателей и промышленников, характерным для раннего капитализма.
Революция – процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) – это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч – неудавшийся заговор).
Идеальный тип – мысленная конструкция, в которой подчеркиваются основные черты рассматриваемого социального объекта, не обязательно существующего в реальности. Примером может служить идеальный тип бюрократической организации, созданный Максом Вебером.
Социальное действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию) или группы людей, которое по предполагаемому (ожидаемому) действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.
Рационализация – термин М. Вебера, характеризующий переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным правилам.
Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.
Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.
Объект и предмет социологического исследования – объект социологического исследования - определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – объективные свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. существующие в рамках данного объекта), раскрывающие структуру, связи, зависимости, взаимодействия, механизмы, движущие силы, закономерности и законы ее функционирования и развития (говоря языком диалектики – раскрывающие ее основное движущее противоречие), и выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Следует различать предмет исследования и предмет изучения. Предметом изучения в данном случае являются объективированные (материализованные) следы-индикаторы (вещи, тексты, знаки, фиксированные высказывания и действия социальных субъектов и т.п.), которые должны надежно, доказательно и обоснованно референтировать (сообщать, представлять) предмет исследования, что ставит перед социологом непростую специальную задачу по такому обоснованию. Возникает своеобразная логико-методологическая нисходящая триада: объект исследования – предмет исследования – предмет изучения. Например: студенческая группа – успеваемость – оценки, полученные студентами по учебным дисциплинам за определенный период (см. также: метатеория).
Макросоциология – изучение групп, организаций или социальных систем крупного масштаба.
Микросоциология – изучение человеческого поведения в контексте взаимодействия “лицом к лицу”.
Социальный закон – объективные, необходимые, относительно устойчивые и систематически воспроизводимые сущностные связи (отношения) между социальными субъектами и референтирующими (представляющими) их социальными объектами (в том числе и какими-либо социальными отношениями, формами общественного сознания и т.д.).
Метатеория – теория, изучающая язык, структуру и свойства некоторой другой (объектной) теории. В метатеории можно выделить две части: с и н т а к с и с, изучающий структурные и дедуктивные свойства теории; с е м а н т и к у, рассматривающую вопросы, связанные с интерпретацией изучаемой теории.
Эмпирическое исследование - фактологическое исследование, проводимое в любой отрасли социологии.
Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого социального явления или группы явлений и требующее эмпирической проверки. Гипотеза, превратившаяся в теорию или ее элемент, перестает быть проблематичным знанием.
Корреляция – устойчивое отношение между двумя измеряемыми величинами или переменными, выражаемое в статистической форме. Корреляции могут быть как положительными, так и отрицательными. В эмпирических социологических исследованиях используется так называемый корреляционный анализ.

Выборка (выборочная совокупность) – представительная (репрезентативная) часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом и воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности.


Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования (см.: выборка).
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности (выборки) воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Наблюдение социологическое – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке (см.: включенное наблюдение).
Включенное наблюдение – социологический метод, предполагающий, что социолог сам принимает участие в деятельности групп, которые он изучает. В отечественной социологии этот метод (анонимное включенное наблюдение) впервые был применен в 60-х гг. XX в. В.Д. Ольшанским на одном из машиностроительных заводов, где он изучал социально-психологические отношения в бригаде станочников, проработав несколько месяцев слесарем.
Респондент – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.
Контент-анализ – исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах действительности (в частности, источника текста сообщения).
Интервью (в социологии) – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора первичной социологической информации.
Анкетирование (письменный опрос) – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой.
Общество – большая группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними;
- “надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях” (Дюркгейм);
- “взаимодействие людей, которое является продуктом социального, то есть ориентированного на других людей поведения” (М. Вебер);
- “система всесторонних отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности” (Т. Парсонс);
- “исторически развивающаяся совокупность социальных отношений, которые складываются в процессе совместной деятельности людей” (К. Маркс);
- “совокупность взаимодействующих индивидов в единстве с социокультурными отношениями и процессами” (П. Сорокин).

Социальное действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию) или группы людей, которое по предполагаемому (ожидаемому) действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.


Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальное отношение – осознанные и чувственно воспринимаемые индивидами совокупности повторяющихся взаимодействий социальных субъектов, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.
Социальная система – часть социальной реальности, некое целостное образование, основными элементами которого являются социальные субъекты (личности, социальные группы, социальные общности), их связи и взаимодействия. Система – это целое, состоящее из элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, по меньшей мере, трех последовательно усложняющихся типов – корреспонденции (простое сосуществование элементов), детерминации (односторонняя зависимость одного элемента от других) и интердепендеции (взаимозависимости всех элементов между собой). Элементы социальной системы образуют единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру (повышать уровень ее адаптации). Существенными чертами системы являются целостность и интегративность (способность системы к объединению частей). Целое всегда больше своих частей. Это означает, что социальная система обладает новыми качествами, которые несводимы к сумме качеств ее элементов, обнаруживает некий “интегральный эффект”. Эти новые качества, присущие социальной системе как целому и обозначаемые как системные, обладают “надиндивидуальными характеристиками”, которые не могут фиксироваться индивидуальным (“элементарным”) сознанием и требуют для своего осмысления метасистемного социального мышления и “надситуативного”, в том числе и пассионарного, социального чувствования (и предчувствования, своего рода социальной интуиции).
Социальная структура – внутренне устройство общества или группы, состоящее из упорядоченных частей. Совокупность продолжительных, упорядоченных (координированных и субординированных) и типичных социальных связей (отношений) между различными элементами общества: людьми (А.Р. Радклифф-Браун), социальными ролями (С.Ф. Нейдл), социальными институтами (Э. Дюркгейм) и др.
Социальная норма – узаконенное общественное установление, признанный обязательным социальный порядок; правила поведения, принятые в определенной социальной общности и подкрепляемые различными видами санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим наказанием.
Функционализм – теоретическое направление в социологии, основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснены с точки зрения их функций, т.е. их влияния, воздействия на общественные процессы.
Дисфункция – последствия социальной деятельности, когда они являются помехой для другой деятельности, функционирования другого института, общества в целом. Любая деятельность может обладать дисфункцией по отношению к одной деятельности и эвфункцией (полезной функцией) по отношению к другой, или же она сама по себе может иметь как дисфункции, так и эвфункции (см.: функционализм).
Культура – относительно целостная система социальных ценностей, социальных норм, продуктов материального и духовного производства, которые социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям и последующим поколениям. Культура доминирующая – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются большинством общества. Культура массовая – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных и классовых субкультур. Культура нормативная – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия. Культура элитарная – форма культуры, включающая живопись, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества.
Ассимиляция – многомерный социально-исторический (культурный) процесс, в ходе которого группы социального меньшинства, воспринимая ценности и нормы большинства (часто в результате экономической и социально-культурной экспансии), поглощаются этим господствующим большинством общества.
Субкультура – совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее, а иногда и содержащих элементы контркультуры.
Контркультура – совокупность принятых в той или иной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.
Социальная норма – узаконенное общественное установление, признанный обязательным социальный порядок; правила поведения, принятые в определенной социальной общности и подкрепляемые различными видами санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим наказанием.
Ценности – разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности).
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.
Традиция – культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям.
Обычай – набор социально-исторически закрепленных образцов поведения, позволяющих людям наилучшим образом адаптироваться к окружающей среде и взаимодействовать друг с другом.
Религия – верования, разделяемые членами некоего сообщества, включая символы, к которым относятся с чувством благоговения, а также ритуальные действия. Не во всех религиях есть вера в сверхъестественные сущности (конфуцианство). Хотя провести различие между религией и магией трудно, часто полагают, что магия практикуется индивидами, а не находится в фокусе общественных ритуалов.
Идеология – общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие “идеология” связано с понятием “власть”, поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы.
Миф – изложенная в форме повествования идея сакрального (священного), воплощающая коллективный опыт и выражающая коллективную совесть (внешний нормативный порядок, принуждающий индивидов мыслить и вести себя определенным образом; Э. Дюркгейм); образная (часто идеологизированная) форма объяснения фундаментальных категорий человеческого бытия, объединяющая общество, народ, государство (К. Леви-Стросс); коммуникативная система современных письменных дискурсов и культурных продуктов средств массовой информации (СМИ), формирующая “ложно очевидный” мир (Р. Барт).
Язык – система знаков, служащая средством человеческой коммуникации, общения, мышления и выражения чувств. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Этноцентризм – восприятие идей, образцов поведения и практик других культур (“чужих”) в терминах собственной культуры. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист неспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.
Коммуникация – передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия. В контексте взаимодействия “лицом к лицу” коммуникация осуществляется посредством использования языка, жестов, движений тела, благодаря чему происходит понимание того, что люди говорят. С развитием письменности, а затем с появлением электронных средств массовых коммуникаций, таких, как радио, телевидение, компьютерные сети, коммуникация утратила характер непосредственного социального взаимодействия.
Информация – 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Социальный институт – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества (см.: институционализация; социальный субинститут).
Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности (см.: социальный институт; социальный субинститут).
Социальный субинститут – относительно организованная система групповых связей и норм, которая объединяет значимые для данной группы ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям этой группы. Нормы социальных субинститутов могут отчасти совпадать с доминирующими социальными нормами, а могут быть и противоположны им (см.: социальный институт, субкультура, контркультура). Одним из примеров социальных субинститутов может быть названа м а ф и я (тайная преступная организация, возникшая в Италии в 20-е годы прошлого века).
Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т.е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак (см.: полигамия, полиандрия, полигиния).
Гендер – совокупность социальных ожиданий (представлений) относительно личностных и поведенческих особенностей мужчин и женщин. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые культурно-характерологические идеалы (черты), определяющие мужественность (маскулинности) и женственности (фемининность). Первая обычно ассоциируется с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства, а вторая – с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью. Мужественность и женственность, т.е. гендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои гендерные роли.
Гендерная идентичность – наше собственное представление о своем поле: чувствуем ли мы себя мужчиной или женщиной. Формируется в процессе половой социализации
Гендерные роли – вид социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей людей в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли проявляются в половозрастном разделении труда, распределении власти и авторитета между мужчинами и женщинами, а также в процессах половой социализации, посредством которой гендерный идеал воспроизводится и передается из поколения в поколение и формируется гендерная идентичность, определяющая все остальные черты поведения и самосознания личности. Гендерные роли имеют нормативный характер.
Гендерный идеал – представления о характерном поведении мужчин и женщин, присущие данной культуре. В доиндустриальную и раннеиндустриальную эпоху на Западе и сегодня в странах Востока считалось и считается, что мужчина должен только работать и обеспечивать жену и детей, а женщина – только растить детей и вести домашнее хозяйство. У немцев, например, считалось, что замужняя женщина должна посвятить себя трем “K” – “Kinder, Kuche und Kirche” (детям, кухне и церкви). В современном обществе в некоторых случаях гендерный идеал претерпевает видимые изменения.
Семья – группа индивидов (прежде всего муж и жена), связанных узами кровного родства, браком или отношением усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей. Во всех обществах существует институт семьи, хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается. Хотя основной формой в современных обществах является нуклеарная семья, существуют также многообразные варианты расширенной семьи (см.: функции семьи).
Нуклеарная семья – двухпоколенная семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также их детей, не состоящих в браке (см.: расширенная семья).
Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе).
Функции семьи связаны с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильной и потому не сможет в полной мере удовлетворять и общественные потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как по своему характеру, так и по их иерархии. Основными функциями семьи являются следующие:
- репродуктивная функция семьи состоит в удовлетворении потребности родителей в детях;
- воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении потребности в родительстве, контактах с детьми, в передаче им накопленного социально-культурного опыта, в самореализации в детях;
- хозяйственно-бытовая функция семьи заключается во взаимном оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим;
- экономическая функция семьи состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- функция первичного социального контроля заключается в формировании и поддержании правовых и моральных санкций (позитивных или негативных) для поощрения следования моральным нормам в семье и обществе или для наказания при нарушении этих норм;
- функция духовного общения состоит во взаимном духовном обогащении членов семьи, в поддержании дружеских отношений в брачном союзе;
- социально-статусная функция семьи заключается в удовлетворении потребностей членов семьи в социальном продвижении;
- досуговая функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в совместном использовании свободного времени, во взаимообогащении своих интересов;
- эмоциональная функция семьи заключается в получении психологической защиты, эмоциональной поддержке членами семьи друг друга, в удовлетворении потребности личности в счастье и любви;
- сексуальная функция семьи состоит в удовлетворении сексуальных потребностей супружеской пары.
Экзогамия – нормативно-брачная система, при которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, не принадлежащего к тому же роду, что и он сам (см.: эндогамия, моногамия, полигамия).
Эндогамия – нормативно-брачная система, при которой индивид может жениться или выйти замуж только за человека, принадлежащего к тому же роду, что и он сам (см.: моногамия, полигамия, экзогамия).
Полиандрия – многомужество, редко наблюдаемая форма группового брака, при которой женщина имеет несколько мужей, являющихся между собой братьями; полиандрия имела место среди тибетцев.
Полигамия – многобрачие, чаще всего употребляется в значении многоженства.
Полигиния – многоженство, брак между одним мужчиной и несколькими женщинами.
Моногамия – форма брачного союза, при которой брачному партнеру разрешается иметь только одну супругу или супруга одновременно.
Инцест – сексуальные отношения между близкими родственниками, например, между отцом и дочерью, братом и сестрой. Во всех обществах инцест находится под запретом. По мнению ученых-антропологов запрет инцеста (требование экзогамии) стал исторически первоначальной социальной нормой в строгом (собственном) смысле слова.
Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.
Социальный статус – социальное признание или престиж, которые получают определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни - способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными. Так, к статусной группе “бомжей” большинство населения относится с презрением и обращается с ними как с изгоями. Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предопределена индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.
Конфликт ролевой – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе, несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.
Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых (общественных) норм и приводящее к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (девианта).
Делинквентность - чаще используется термин “подростковая делинквентность” для обозначения относительно высокого уровня уголовных преступлений, совершаемых подростками и юношами мужского пола в возрасте от 12 до 20 лет. Большинство социологов стремятся объяснить эти преступления с точки зрения организации городских шаек, делинквентных субкультур и ограниченных возможностей для мужской части маргинализованных (см.: маргинальность) и депривированных (см.: депривация) социальных групп. Объяснения делинквентности многообразны: специфическая социальная структура городских окраин и пригородов, воздействие так называемых групп равных на социализацию подростков, влияние аномии в условиях социальной нестабильности; психологически делинквентность проявляется как неприятие господствующих социальных ценностей, социального неравенства и несправедливости.
Конформизм – психологическая установка и поведение, которое представляет собой адаптивное (приспособительное) следование нормам, принятым в группе или обществе. Люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм (законопослушность). Некоторые люди, а иногда и большинство следуют им из соображений прагматической целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями (конформизм в узком, негативном смысле).
Аномия – понятие, введенное Э. Дюркгеймом, и обозначающее ситуацию, при которой социальные нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к отрицанию наиболее значимых ценностей доминирующей культуры и социальным отклонениям (девиациям).
Санкции – виды поощрения или наказания (соответственно позитивные или негативные санкции), с помощью которых подкрепляются социально приемлемые нормы поведения.
Социальная общность – относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных установок и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других (см.: социальная категория; агрегат; квазигруппа).
Социальная категория – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими социальными характеристиками.
Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов (минимальная численность – 2 человека, максимальная – 30-35 человек; по данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 7-8 человек.) и по многим социально-психологическим характеристикам значительно отличается от больших социальных групп. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, а видовым отличием – именно непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, спортивная команда, компания приятелей. Основная социальная функция малой группы – быть связующим звеном в системе «личность – общество».
Первичная группа – понятие, введенное в науку в начале XX века американским социологом Ч. Кули; вид малой группы; отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством «мы» (психоэмоциональным единством). Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов (см.: вторичная группа). Ч. Кули ввел это понятие для определения групп, которые “характеризуются интимным, лицом к лицу, контактом и сотрудничеством, и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства”.
Вторичная группа – совокупность людей, которые опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели и не являются близко (лично) знакомыми друг с другом. Например, для студента его учебная группа является первичной, а коллектив института в целом – вторичной группой (см.: первичная группа).
Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой (в отличие от ингруппы) индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как “не мы’, или как “чужие” (см. также: этноцентризм; референтная группа).
Ингруппа – социальная группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как “мы” (см.: аутгруппа).
Группа равных – любой коллектив, члены которого имеют определенные общие характеристики; в более узком смысле – подростковые группы, члены которых тесно связаны на основе ценностей молодежной субкультуры, в частности, им свойственно наличие определенной системы вознаграждений, поддерживающих склонность к правонарушениям. Подростковые группы равных имеют тенденцию отличаться: (1) высокой степенью солидарности; (2) иерархической организацией; (3) определенным кодексом чести, который либо отвергает опыт и ценности взрослых, либо противостоит им.
Агрегат – скопление людей в общественном месте, не представляющее собой единую сплоченную группу, при котором каждый индивид занят своими частными делами.
Организация социальная (лат. organisatio – формирую) – 1. Объединение людей совместно реализующих интересы на основе определенных норм, правил, организационной культуры. 2. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия индивидов в соответствии со структурой какого-либо социального объединения. 3. Совокупность социальных процессов или действий, ведущих к образованию взаимосвязей между структурными элементами социального объединения; сведение разрозненных социальных компонентов в более или менее устойчивую социальную систему.
Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.
Человек организации – высокопоставленный служащий крупной корпорации, жизнь которого неразрывно связана с ее деятельностью. Последняя требует от него полного подчинения и рассчитывает на его готовность к переезду из города в город и даже на другой континент в связи с перемещением с одной должности на другую. Чем больше успехов достигает служащий (“спиралист”), тем чаще он перемещается, совершая спиралевидное восхождение в корпорации, тем больше он адаптирован к организации.
Организационная культура – образцы поведения, ценности, убеждения и допущения, вырабатываемые в течение весьма длительного времени в рамках того или иного социального объединения. В социологии организаций чаще всего исследуются процессы проектирования и формирования организационной культуры и соответственно человека организации в сфере крупного и среднего бизнеса. Поэтому понятие “организационная культура” используется в настоящее время как взаимозаменяемое с понятием “корпоративная культура” (см., в частности, корпоратизм). Организационные культуры возникают в результате решения социальными группами двух проблем: проблем внутренней интеграции и проблем адаптации к внешней среде. Организационные культуры обладают, по меньшей мере, четырьмя основными свойствами: (1) они пластичны, поддаются манипуляции и могут проектироваться и формироваться руководством в сфере бизнеса; (2) они являются определенной объединяющей силой; (3) благодаря обеспечению мотивации служащих эти культуры связаны с организационной эффективностью и успехом данного бизнеса; (4) организационные культуры испытывают на себе влияние культурных образцов общества в целом. Новым членам организации приходится социализироваться в рамках существующей культуры. Вместе с тем, очевидно, что организации могут не иметь единой организационной культуры, когда в их пределах обнаруживаются разнящиеся субкультуры различных групп, сопротивляющихся манипулированию со стороны высшего менеджмента, что может способствовать организационному разладу.
Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.
Толпа – временное относительно большое (чаще спонтанное и неуправляемое) скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве (улица, стадион и т.п.) общностью интересов или эмоционально-психологического настроения и находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Этнос – общность (по Л.Н. Гумилеву - природная, неразрывно связанная с окружающим ее ландшафтом; по Ю.В. Бромлею - социально-историческая), члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним – его самоназвание (русские, мадьяры, суоми, хань, чукча и др.).
Нация – тип этноса, характерный для развитого классового общества, и исторически связанный со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания. По П. Сорокину, нация – это группа людей, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. “Нация – это народ, обретший государственность” (И.А. Ильин). Тогда, по Ильину, русская нация в указанном смысле возникла в IX веке. Но здесь следует, видимо, именно в данном контексте различать понятия государственность (как качественной характеристики политического союза, находящегося на пути к образованию государства) и собственно государство (Московская Русь при Иване III Васильевиче в XV веке, когда было свергнуто татаро-монгольское иго, присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь, составлен Судебник 1497, сложился госаппарат, оформился титул – Великий князь “всея Руси”).
Пассионарность (от лат. passio – страсть) – одно из основных понятий в теории этногенеза Л.Н. Гумилева, обозначающее особое свойство характера людей, провоцируемое вариациями биохимической энергии живого вещества биосферы, и проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих соплеменников.
Социальная динамика – а) совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению; б) один из разделов социологии (наряду с социальной статикой), изучающая закономерности, этапы, пути и формы движения общества, его изменения и развития. Деление социологии на социальную статику и социальную динамику ввел еще О. Конт. Развивая контовскую идею, П. Сорокин наряду с социальной статикой и социальной динамикой выделил еще и социальную механику (функционирование, жизнедеятельность общества), отграничив ее от собственно изменения и развития общества во времени и пространстве, т.е. от социальной динамики. В современной социологии ее деление на социальную статику и социальную динамику потеряло былое значение.
Социальная мобильность – переход индивидов или групп между различными социальными позициями. При анализе социальной мобильности социологи изучают как мобильность индивида в рамках его собственной карьеры, так и различия социальной позиции индивида и его родителей.
Вертикальная мобильность – перемещение индивидов и социальных групп вверх или вниз в иерархической системе социальной стратификации с повышением (восходящая мобильность) или понижением (нисходящая мобильность) социального статуса (см.: горизонтальная мобильность).
Горизонтальная мобильность – передвижение индивида, семьи или социальных групп в рамках данной социальной структуры без изменения своего социального статуса (см.: вертикальная мобильность).
Интергенерационная мобильность – социальные перемещения вверх и вниз в системе социальной стратификации, прослеживаемые от одного поколения к другому (см.: интрагенерационная мобильность).
Интрагенерационная мобильность – социальные перемещения вверх и вниз в системе социальной стратификации в рамках индивидуальной карьеры (см.: интергенерационная мобильность).
Маргинальность (от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Социальное движение – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.
Инновация (нововведение) - инициированный и контролируемый перевод некоторой системы из одного качественного состояния в другое, результатом которого и является новшество (иногда также называемое инновацией); в теории Р. Мертона реакция на аномию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.
Социальный конфликт – попытка достижения целей путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь тех же целей. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.
Консенсус социальный – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении. Та или иная степень согласия и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации.
Человек – субъект социальной деятельности, социальных отношений, общения и культурного творчества.
Индивид – отдельный представитель общества, народа, класса, данной социальной группы.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. “Личностью не рождаются, личностью становятся”.
Модальная личность – человек, следующий тем же культурным стандартам, что и большинство членов общества.
Экстраверт – человек, для которого характерна направленность на объекты внешнего мира, инициативность, общительность, социальная адаптированность; в кризисе – отчужденность от самого себя.
Интроверт – психический тип личности, для которого характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира (идеях, чувствах и т.д.), необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу; в кризисе - затруднения социальной адаптации (см.: экстраверт).
Сангвиник – человек с высокой психической активностью; энергичен, работоспособен, общителен. При недостатках воспитания подвижность может вылиться в неумение сосредоточиться, поверхностность.
Холерик – человек с высоким уровнем психической активности; резкий, энергичный, неуравновешенный, иногда агрессивный. Недостатки воспитания приводят к неспособности контролировать свои эмоции.
Флегматик – человек с низким уровнем психической активности, медлительный, спокойный, инертный. В неблагоприятных условиях появляются вялость, бедность эмоций, аутизм, склонность к однообразию.
Меланхолик – человек с низким уровнем психической активности, замедленностью движений, речи, быстрой утомляемостью. При кризисах – заметная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Социальное отношение – осознанные и чувственно воспринимаемые индивидами совокупности повторяющихся взаимодействий социальных субъектов, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.
“Зеркальное Я” – собственное человеческое Я, открывающееся индивиду через реакцию других людей.
Психоанализ – психологическое учение, разработанное Фрейдом, и исходящее из того, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь личности, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов, а также в сновидениях, в различного рода ошибочных действиях, оговорках, описках, остротах и др.
Бессознательное – мотивы и идеи, лежащие за пределами сознания индивидов. Основным психологическим механизмом бессознательного являются импульсы и желания, вытесненные индивидом на бессознательный уровень. Согласно теории З. Фрейда, неосознанные импульсы и желания, возникшие в детстве индивида, продолжают играть важную роль на протяжении всей его взрослой жизни.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – в психологии: сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с переживаемым человеком внутренним конфликтом, который порождается либо противоречиями между его стремлениями, влечениями, желаниями, либо противоречиями между социальными требованиями и возможностями выполнить эти требования.
Эдипов комплекс – согласно З. Фрейду, фаза раннего психического развития индивида, когда ребенок (чаще мальчик) испытывает чувство любви к матери и ненависти к отцу. Преодоление эдипова комплекса становится рубежом в развитии ребенка и означает его становление как автономной личности. Противоположный комплекс (чаще у девочек) Фрейд назвал комплексом Электры. (Эдип – в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты, который после долгих скитаний, не зная своих родителей с рождения, будучи уже взрослым, не ведая того убил отца и женился на матери, прожил с ней более 20 лет счастливой семейной жизни, родив четверых детей. Когда же Эдип узнал, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке, то выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты. Эдип был изгнан из Фив и после скитаний умер. Электра – дочь царя Микен Агамемнона и Клитеместры, убившая свою мать в качестве мести за то, что та убила ее отца и своего мужа Агамемнона; или, по другой версии, способствовала в этом своему обольстителю Эгисфу).
Эго – согласно З. Фрейду, составляющая часть личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид. Контролирует поведение человека и помогает индивиду ориентироваться в окружающем мире.
Ид (Оно) – согласно З. Фрейду, подсознательное Я, которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию (см.: Эго, Суперэго).
Сублимация – понятие в концепции психоанализа З. Фрейда, означающее психический процесс преобразования и переключения (переноса) энергии аффективных влечений (в том числе либидо – сексуального влечения) на цели социальной деятельности и культурного творчества. Сублимация противоположна вытеснению (защитному механизму психики, состоящему в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприемлемых для индивида в данных социально-культурных условиях влечений и импульсов). На сублимацию косвенным образом (а иногда и прямо через воспитательные запреты) влияет социализация личности, особенно в пубертатный период (период полового созревания).
Власть – способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы в рамках социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением.
Авторитет – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются приказам, поскольку считают осуществление власти легитимным. М. Вебер различал легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет. Легально-рациональный авторитет предполагает подчинение формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Следование традиционному авторитету предполагает принятие правил, которые воплощают обычаи и древнюю практику. В случае харизматического авторитета приказам подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные качества своего лидера. Всякий режим, который пользуется минимальной общественной поддержкой, имеет, с точки зрения М. Вебера, некоторые основы легитимности, даже если этот режим в значительной мере полагается на силу.
Авторитарная личность – набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.
Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, в т. ч. от участия в голосовании на выборах.
Легитимность – убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть – власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность).
Легальность (законность) власти – политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали. Но в то же время современное государство часто испытывает серьезный “дефицит” необходимой ему легитимности, когда его действия выходят за пределы общественного согласия.
Политика – средства (силовые, экономические, информационные и др.), с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других социальных групп. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику (лоббирование).
Властвующая элита – небольшая группа, к которой относят людей, концентрирующих в своих руках политическую и экономическую власть.
Лобби – организация (группа), призванная главным образом оказывать политическое давление в поддержку (или против) политических мер, которые затрагивают интересы определенных социальных групп.
Олигархия – правление экономически господствующего меньшинства в организации или обществе.
Макиавеллизм – термин, связанный с именем итальянского политического деятеля и писателя Н. Макиавелли и означающий тип политического поведения, пренебрегающего нормами морали для достижения политических целей. Макиавелли считал, что правитель (“государь”) в силу своего положения выступает и как политик, и как частное лицо. В качестве последнего он обязан следовать моральным нормам, но как политик, отстаивающий интересы целого (государства, нации), он может, а подчас и должен пренебречь интересами части (индивидов, социальных групп, слоев), т.е. поступить не морально, поскольку мораль регулирует прежде всего внутригрупповые, а не внегрупповые социальные взаимодействия и отношения, являющиеся сферой политики. Такое понимание исторически обусловило формирование негативного смысла термина макиавеллизм, основным коррелятом которого стал девиз “цель оправдывает средства”, когда ради достижения поставленных целей (уже все равно каких) считаются оправданными и приемлемыми публичная ложь, коварство, вероломство, жестокость, обман политического противника.
Традиционный авторитет, традиционная легитимация власти – общественно-политический порядок, при котором государственная власть обладает всеми правомочиями, поскольку воспринимается большинством как воплощающая исконные обычаи, многовековую практику (характерно для монархий).
Харизматический авторитет, харизматическая легитимация власти – общественно-политический порядок, при котором приказам власти подчиняются потому, что последователи верят в экстраординарные свойства своего лидера, вождя, чей авторитет выходит за пределы обычной практики. Такой порядок характерен для архаичных обществ и обществ с тоталитарным, диктаторским режимом (см.: авторитет, легально-рациональный авторитет, традиционный авторитет).
Легально-рациональный авторитет, легально-рациональная легитимация власти – общественно-политический порядок, предполагающий подчинение исходящим от властных учреждений формальным правилам, которые были установлены посредством общепризнанных процедур. Такой порядок характерен для современных демократий. Следование квази-легальным нормам в формальных демократиях при фактической коррумпированности является типичным примером для этой формы власти, особенно в странах с неизжитыми длительными авторитарными традициями.
Консерватизм (от лат. conservate – сохранять, охранять) – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного строя, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Либерализм (от лат. liberaris – относящийся к свободе) – достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение, важнейшим концептом которого является идея индивидуальной свободы, автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству. Неотъемлемым правом человека является право частной собственности (Дж. Локк), обеспечиваемое, в том числе системой социально-политическоого плюрализма, т.е. такими условиями, при которых для всех проявляющихся в обществе интересов и устремлений создана возможность их организационно политического оформления. Экономическая свобода является базовым условием свободы личной и свободы политической. Функции принуждения (в том числе силового), используемые государством, должны быть сведены лишь к крайне необходимому минимуму. “Лучшее правительство – то, которое меньше всего управляет” (Т. Джефферсон). Гарантом против деспотии государства служит демократическая конституция.
Социализм – система политических и экономических идей (и основанный на ней экономический и общественно-политический строй), подчеркивающая коллективную основу современного общественного производства и необходимость достижения социального равенства.
Фашизм – система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.
Анархизм – политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. “Анархизм – это вывернутая наизнанку буржуазность” (В.И. Ленин).
Государство – совокупность институтов (политический аппарат, законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровне, суд, полиция, вооруженные силы), основной функцией которых является основанное на праве управление жизнью общества на определенной территории. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение силы. В социологии сложились три подхода к оценке роли государства: (1) ряд ученых (М. Вебер и др.) рассматривают государство как независимую силу, которая руководствуется собственными правилами действия – легально-рациональными правилами бюрократии – и господствующую над всеми социальными группами; (2) марксисты считают, что государство в капиталистических обществах отстаивает интересы капитала и господствующего класса; (3) плюралистический подход к оценке роли государства связан со стремлением избежать крайностей, рассматривая государство как силу, на которую в рамках демократического процесса может оказываться влияние со стороны различных политически представленных интересов.
Политический режим – обозначение способов осуществления власти в данном государстве. Различают тоталитарный политический режим – полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.
Республика – форма государственного устройства, при котором источником власти является народ; высшие органы власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами).
Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица – монарха и передается по наследству. Различают абсолютную монархию, т.е. не ограниченную конституцией или какими-то иными законами, и конституционную монархию, при которой власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.
Абсолютизм (от лат. absolutus) – форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти, фактическим отсутствием разделения властей.
Унитарное государство – форма государственно-территориального устройства, при котором власть осуществляется при верховенстве единой конституции, централизованных органов государственного управления, высших судебных органов. Входящие в такое государство территориально-административные образования практически не имеют политической самостоятельности. Существует единое гражданство.
Федеративное государство – государственно-территориального устройство, в котором власть при обоюдном согласии осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами политического правления. Субъекты федерации не имеют права выхода из ее состава.
Конфедерация – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет, имеет собственные органы власти, обладает правом выхода из нее. В конфедерации нет единой конституции, единого гражданства.
Демократия – общественно-политическая система, предоставляющая гражданам право участвовать в принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы центральной и местной власти.
Равенство – принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; (3) равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею “свободы выбора” не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству. (4) фактическое равенство.
Свобода – способность человека, группы, общности действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознавая социально-необходимые объективные ограничения этих действий. («Свободы тем больше, чем больше клетка» - популярная в среде интеллигентов политическая шутка эпохи «застоя»).
Право – система общественных регулятивов, суть которых состоит в социальной регуляции деятельности и отношений между людьми с помощью законодательно закрепленных норм, выполнение которых обеспечено принуждением со стороны государства, в чем и заключается основное отличие права от нравственности, морали. “Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон” (К. Маркс).
Правовое государство – государство, отличительными признаками которого являются: верховенство закона в жизни общества; реальность прав и свобод личности; взаимная ответственность государства и личности; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективного контроля за осуществлением законов. Правовое государство – это форма государственного суверенитета народа, т.е реализация его естественного права на свободное объединение в политический союз.
Разделение властей – важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).
Гражданское общество – это социальная общность, включающая в себя первичные негосударственные добровольные структуры в экономической, политической, духовной сферах жизни общества; это сфера многообразных проявлений свободных индивидов, различных ассоциаций. Гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей. В гражданском обществе главное действующее лицо – личность, имеющая потребности, интересы. Личность обладает правом на индивидуальную свободу. Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства.
Экспансия – силовое, экономическое и/или культурно-информационное (в т.ч. пропагандистское) расширение сфер влияния господствующих групп, государств, союзов, корпораций, религиозных объединений.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница