Социологический марксизм (часть I)



Скачать 163.54 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата10.05.2018
Размер163.54 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ (ЧАСТЬ I)
Автор: М. БУРАВОЙ, Э. О. РАЙТ
БУРАВОЙ Майкл - профессор социологии университета Беркли (Калифорния) президент
международной социологической ассоциации. РАЙТ Эрик Олин - профессор социологии
университета штата Висконсин (Мэдисон, США).
Дискуссии о марксизме как общественной теории ведутся по одному из четырех направлений:
1. Пропаганда марксизма. Марксизм - всеобъемлющее мировоззрение для понимания социального мира, теоретическое оружие для борьбы с капитализмом, для мобилизации масс на борьбу. Главная задача марксистов-интеллектуалов - сформулировать революционное ядро марксизма так, чтобы росло его влияние, особенно в угнетенных классах. Часто это принимает форму догматического изложения доктрины марксизма. Но марксизм как действенная идеология требует не просто жестко
____________________________________
Перевод статьи, опубликованной в: Handbook of Sociological Theory. Ed. J. Turner. New York: Kluwer Academic/Plenum
Publishers, 2002, p. 459 - 486. стр. 18

догматической веры. Марксизм должен стать понятным, доступным, усвоенным как субъективно значимая система.
2. Похороны марксизма. Марксизм практически лишен идей, релевантных для серьезных социальных поисков. Историческая жизнеспособность марксизма всецело обязана его роли как мобилизационной теории, его связям с политическими партиями, общественными движениями, государствами - не научной достоверности аргументов. Падение марксистских политических режимов может служить последним признаком запоздалой смерти его устаревшей и часто пагубной доктрины. Пора хоронить труп.
3. Использование марксизма. Марксизм - источник интересных, плодотворных идей. Многие из них полезны для социального анализа современности. Некоторые идеи марксизма с самого начала ошибочны, другие теряли значимость для понимания современных обществ. Но все же марксистская традиция содержит много полезных прозрений и аргументов. Их нужно хранить как надежное наследие. Многое из того, что считается марксистской социологией, носит такой характер. Следует выборочно использовать конкретные идеи и темы марксистской традиции для понимания эмпирических проблем. Не нужно быть "марксистом", если используешь марксизм таким образом.
4. Строительство марксизма. Марксизм - мощная аналитическая традиция социальной теории, жизненно важная для научного понимания дилемм и возможных современных общественных перемен и общественного воспроизводства. Особенно если хочешь изменить мир, добиться больших равенства и свободы, - марксизм незаменим. Это не значит, что каждую деталь марксизма, существующего сейчас, нужно сохранять. Если марксизм стремится быть научной теорией общества, он должен постоянно встречать вызовы, идти на преобразования. Строить марксизм значит перестраивать его. Марксизм - не доктрина, не сумма установленных истин. Но марксизм и не разрозненный каталог интересных мыслей. Если цель - повысить способность понимать мир, чтобы его изменять, строить марксизм - стержневая задача
1
Первые два из этих направлений считают марксизм, прежде всего, идеологией: система верований, которых придерживаются люди и которые дают интерпретации мира и мотивации к действию. Оба не стыкуются со стремлением марксизма быть общественной наукой: первое потому что озабочено способностью марксизма убеждать, а не его истинностью; второе считает марксизм безусловно ошибочным или морально-политически вредным.
Для социологии, как ее сейчас практикуют в США, марксизм интересен преимущественно как третье направление. Есть, конечно, отдельные призывы похоронить марксизм; американская социология знала времена, когда идеи марксизма были целиком маргинальны
2
. В определенных месте и времени строительство марксизма было важным идейным течением социологии. Но в основном американские социологи
____________________________________
1
Термин "марксизм" в каком-то смысле мешает "строить". Он подразумевает, что основы данной теоретической конструкции заложены в работах создателей-теоретиков. Марксизм часто превращают в марксологию. По аналогии эволюционную биологию нужно называть "дарвинизмом" - термин, принятый более всего у сторонников бога-творца в попытке утверждать, что эволюционная теория скорее идеология нежели научная теория. Энгельс термином "научный социализм" обозначил теоретическую традицию Маркса. Сам Маркс как-то заметил: "я не марксист". Но поскольку обсуждаемую нами традицию именуют марксизмом, мы используем этот термин.
2
До холодной войны социология в США в основном игнорировала марксизм. В Чикагской школе марксизм считали пропагандой, не связанной с социальной наукой, то же имело место в структурном функционализме: Маркс - утилитарист, идеи которого важны лишь для 19-го века. Холодная война сделала марксизм оклеветанным "другим". В особенности политическая социология определяла себя как противостоящую марксизму, как идеологии коммунистов. По иронии судьбы эта попытка хоронить марксизм дала ему пространство и признание - признание, подхваченное в 1960-е г. теми, кто считали господствовавшие парадигмы утратившими связь с реальностью. Обновленный марксизм повернул ранние труды Маркса против строя в США и коммунистического тоталитаризма. Сегодня хоронить марксизм пробуют те, кто считают классы более не релевантными для анализа современных обществ. Мы против такого подхода, утверждая обратное - классы остаются ядром динамики и воспроизводства капитализма. стр. 19




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница