Социологические исследования в библиотеке как инструмент целеполагания и оценки деятельности



страница1/10
Дата24.02.2018
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Модуль 4

Социологические исследования в библиотеке как инструмент целеполагания и оценки деятельности



Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать.

Иоганн Лафатер, швейцарский мыслитель



Библиотечные работники, занятые на обслуживании, постоянно наблюдают за структурой информационных запросов, за предпочтениями пользователей, но их оценка довольно субъективна и чрезвычайно обобщенна («спрашивают книги по экономике, праву и т.д.»). Кроме того, такие наблюдения не фиксируются и потому носят случайный и ситуационный характер, поэтому не могут дать точных и достоверных данных для принятия управленческих решений по формированию информационных ресурсов библиотеки, ассортиментной политики библиотечного обслуживания, позиционирования библиотеки в социокультурном пространстве.
В процессе своей деятельности сотрудник библиотеки постоянно сталкиваются с классической журналисткой формулой: Что? Кто? Где? Когда? Зачем? Почему?

Только в нашем случае несколько меняется последовательность опросов.



Зачем? Обозначая цель, мы закладываем не только содержание и последовательность работы, но и возможность оценки ее эффективности.

Почему? Отвечая на этот вопрос, мы определяем актуальность или своевременность деятельности, работы, мероприятия.

Верные ответы на два предыдущих вопроса позволяют определить, Что? Как? Где? Когда? и Кто? будет делать то, что позволит достичь цели.


Проводя огромную работу по раскрытию фонда библиотек, мы учитываем большое количество различных объективных и субъективных факторов; совершенствуем традиционные формы и методы, разрабатываем инновационные; применяем новейшие технологии; используем потенциал партнерских отношений и социокультурной среды в целом. Цель – продвижение чтения и предоставление нашим пользователям всего спектра и возможностей информационного поля.

Вопрос Зачем? или, применительно к конкретному случаю, Что нужно? - задается не всегда.

При этом все осознают, что библиотеке, желающей идти в ногу со временем, приходится следить за изменениями, происходящими во всех сферах жизни. О глобальных событиях можно узнавать из СМИ. Быть в курсе новых технологий библиотечной работы, теоретических концепций и т.п. сотрудникам библиотеки помогает специальная литература.

Изменения, происходящие в читательской аудитории, познаются в процессе повседневной работы. Показателен в этом смысле один ответ на итоговую анкету областного семинара по продвижению чтения (2-3 марта 2011 года):


«Социологическая обоснованность анкетирования хороша, но практики и так знают кто, как и зачем ходит в библиотеку или не ходит»
Но очень часто такая информация является неполной и односторонней, во-первых, потому что подразделения библиотеки (если она большая или средняя) работают достаточно изолированно друг от друга; во-вторых, содержание библиотечной деятельности накладывает определенную «сетку» на мышление сотрудников, не позволяя им воспринимать библиотеку с позиций читателей.
Социологические исследования восполняют такой пробел. Они помогают увидеть динамику отдельных тенденций и определить эффект библиотечных нововведений, чтобы в дальнейшем оценить результаты работы. Сегодня очень многие библиотеки ведут собственные (пусть небольшие) исследования, анализируют свою работу, изучают спрос. Библиотекари чувствуют, понимают, что эта деятельность помогает не только получить актуальную информацию, но и найти верный тон в общении, с одной стороны, с пользователями, с другой – с властными структурами, с органами управления, определить эффективные способы функционирования в непростых социальных и экономических условиях.

Известно, что среди библиотечных работников мало профессиональных социологов. В то же время интерес к социологическим аспектам библиотечной деятельности растет. Поэтому сегодня владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного библиотечного специалиста. В широком смысле Исследовательская культура - это совокупность способов освоения информационной реальности.

Относительно социологических исследований нужно говорить о следующем наборе умений:


  1. умение определять тему исследования

  2. умение использовать техники формулировки вопросов

  3. умение формулировать исследовательские гипотезы

  4. владение разнообразными способами отображения и фиксации информации

  5. умение планировать исследование

  6. знание основ представления результатов исследования

  7. умение структурировать исследовательскую работу

  8. умение использовать разнообразные информационные ресурсы для реализации целей исследования

  9. знание основ анализа и оценки исследовательской работы.

Организация и проведение социологических исследований – тема отдельного большого обучающего курса.

В рамках данного курса мы поговорим об общих вопросах (основные этапы подготовки и проведения исследования) и рассмотрим два вида социологических исследований (опрос и фокус-группа).




Каталог: lib2 -> upload -> museum
museum -> Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы
museum -> История библиотек г
museum -> Методические рекомендации для библиотек в проведении мероприятий к 200-летию со дня рождения самарского губернатора
museum -> Гук «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница