Социологами установлено, что россияне в n-ое число раз меньше съедают гамбургеров, чем американцы…», или «социологи подсчитали, что женщина расходует n-ую сумму денег на губную помаду в год …»



страница1/7
Дата31.01.2018
Размер0.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

1. Объект, предмет, функции и методы социологии. Структура и уровни социологического знания.

В повседневной жизни мы часто слышим утверждения следующего рода: «социологами установлено, что россияне в N-ое число раз меньше съедают гамбургеров, чем американцы…», или «социологи подсчитали, что женщина расходует N-ую сумму денег на губную помаду в год …», «по данным социологических исследований «жаворонки» плотнее завтракают, а «совы» любят обильный ужин…» и т. д.. Создается впечатление, что социологи считают, измеряют, сравнивают и… только. Забегая вперед, заметим, что не всякое исследование, претендующее на статус социологического исследования, на самом деле является таковым. Конкретное социологическое исследование – очень трудоемкий процесс, требующий профессиональной подготовки, временных и немалых финансовых затрат. Важно понимать, что «достоверные данные дает только такое социологическое исследование, которое строго опирается на социологическую науку» [1].

Что за наука социология, кто такие социологи, каким образом и для чего проводятся социологические исследования? В результате изучения дисциплины студенты технического вуза должны получить об этом представление.

Понятие «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (учение) и буквально означает «наука об обществе», «обществоведение». Оно было введено французским философом О. Контом  в 30-е годы XIX века.

Науку характеризуют два понятия: объект исследования и предмет. Однако один и тот же объект может быть объектом исследования нескольких наук, но каждая из них исследует его сквозь призму собственного предмета. Поэтому особенность науки определяется не объектом, а предметом.

Объектом изучения социологии (и целого ряда общественных наук) является общество. При этом важно понимать, что общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы. Ряд ученых, например, Ж.Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как «совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценнностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной» [2]. Позиция Ж.Т. Тощенко объясняется пониманием того, что только гражданин, член буржуазного общества, имеет права и может быть деятельным субъектом в процесссе жизнедеятельности общества. На ранних стадиях развития общества, в докапиталистическую эру человек не мог быть реальным участником историчексого процесса. Можно согласиться с данной точкой зрения лишь отчасти, хотя бы потому, что люди объединялись в группы, общности, организации и в докапиталистических формациях. Безусловно, это тема для дискуссии. Остановимся на определении объекта социологии как общества в целом и его отдельных элементах в частности.

Объект социологического изучения, т. е. общество, социум, – существует «объективно», независимо от нашего сознания, предмет же субъективен, ибо это по сути отображение объекта в нашем сознании. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи существуют между элементами структуры.

Четкого определения предмета социологии нет. Изначально социология начала развиваться одновременно по нескольким научным направлениям. Соответственно появилось не одно, а сразу несколько определений социологии, а также различные представления об ее предмете. В истории социологии в отношении к ее предмету сформировались две теоретические позиции: макросоциологическая (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс и др.) и микросоциологическая (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Приверженцев макросоциологических теорий интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование (анализ происходит «от общества к личности»). Микросоциология изучает социальное поведение, межличностное общение, мотивации действий, процессы социализации и индивидуализации личности (т. е. изучает внутренний аспект деятельности личности, «от личности к обществу»). Во второй половине XX века различными социологами предпринимались попытки “примирить” эти две парадигмы. Данную тенденцию можно увидеть в интегральной социологии П. Сорокина. Опираясь на теоретическую возможность и целесообразность объединения структурно–функциональных теорий и теорий социального действия, уже в середине двадцатого века П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Н. Луман продолжают развивать интегративное направление в социологии, которое позволило бы современной социологии отказаться от “имперских попыток” (Э. Гидденс) демонстрации, с одной стороны, “макроэкстремизма” структурных функционалистов, а, с другой, - “микроэкстремизма” бихевиористов, феноменологов, этнометодологов. Отмеченная тенденция интегративизма проявилась в теории “структурации” Э. Гидденса, идее интеграции теории коммуникативного действия и теории систем Ю. Хабермаса.

Американский социолог Н. Смелзер в своем учебном пособии определяет социологию как «научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» [3]. Предметом исследования социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей различного типа и уровня, а также социальные отношения. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки.

Заслуживает внимание определение социологии как науки, изучающей структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, которые протекают в этих структурах [4].

Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Социальное есть результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Понятие «социальное» идентифицируется с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Важно понимать, что общество – это не арифметическая сумма индивидов, изолированных друг от друга. В обществе идет постоянный процесс взаимодействия между людьми, группами. Социальное появляется и проявляется в процессе этого взаимодействия, оказывая влияние на человека, группы, общество в целом, моделируя их поведение, действия, деятельность.

Связи социологии с социальной жизнью, ее общественная ценность определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Количество функций и их порядок авторы разных учебников по социологии представляют неодинаково, что, в свою очередь, можно считать проблемой методологического характера и предметом для обсуждения социологов. В соответствии с целями данного пособия достаточно назвать общепринятые функции социологии:

· познавательная (исследовательская) – связана с накоплением теоретического знания об обществе, закономерностях его функционирования и развития;

·         идеологическая и ценностно-ориентирующая – связана с оценкой событий и явлений общественной жизни, критикой или поддержкой различного рода идей социально-политического, социально-экономического,  нравственного характера.

·         прогностическая – связана с разработкой научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных процессов в различных структурах;

·         практическая (социально-инженерная) – связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.

Социологическое знание представляет собой сложную систему, в которой выделяют макро- и микроуровни, соответственно макросоциологию и микросоциологию, о чем уже говорилось.

Социология является многоуровневой и многоотраслевой наукой. Один из подходов к структурализации социологического знания имеет следующий вид:

1 уровень – общесоциологическая теория;

2 уровень – теории среднего уровня;

3 уровень – эмпирическая социология.

Два первых уровня относят к теоретической социологии. Однако на первом уровне речь идет не просто о теории, а о научных направлениях или парадигмах. Парадигма в социологии – глобальное научное направление, в рамках которого формулируются теории, уточняются понятия, отрабатываются методы. Следует отметить, что социология, в отличие от других наук (например, в отличие от физики, где долгое время господствовала одна парадигма – «Ньютоновская физика» и намного позже появилась «физика Энштейна») с момента своего появления и до настоящего времени не имела монопарадигмального статуса. Изначально социология начала развиваться по разным научным направлениям, что можно считать особенностью социологии как самостоятельной науки.

На данном уровне можно говорить о различных подходах: историческом, демографическом, психологическом, поведенческом и культурологическом, с помощью которых социологи анализируют объект исследования – общество (социум).

·         Исторический подход позволяет анализировать явления и процессы в обществе в историческом контексте, улавливая связь времен, сравнивая «вчерашнее» и «сегодняшнее» в жизнедеятельности общества, чтобы сделать выводы о «завтрашнем».

·         Демографический подход позволяет изучать деятельность людей в связи с особенностями демографических процессов – рождаемости, смертности, миграции.

·         Психологический подход – (на стыке между социологией и психологией) позволяет анализировать поведение людей, учитывая их мотивы, ценности, установки, представления о самих себе.

·         Поведенческий подход (или бихевиористский) – позволяет анализировать способы управления социальным поведением человека, считая, что оно имеет реактивную природу: социальное поведение человека – это ответ на внешние раздражители и стимулы. При этом  субъективные установки (мотивы, ценности) самого человека игнорируются.

·         Культурологический подход – позволяет анализировать поведение личности, группы, принимая во внимание общественные правила и ценности, которые, являясь элементами культуры, служат обоснованием социальных норм, регулирующих поведение людей.

Второй уровень «преломляет» общесоциологические теории в соответствии со сферами общественной жизни. На данном уровне обобщается реальный эмпирический материал, относящийся к отдельным группам, явлениям, процессам, институтам. Это, например, теории общественного мнения, бюрократии, труда, политики, социализации и др. или частные, специальные социологические теории: социология рекламы, организационного поведения.

Третий уровень устанавливает и обобщает социальные факты, рассматриваемые сквозь призму различных теоретических подходов. При этом могут использоваться такие методы как опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент (подробнее о методах речь пойдет в следующей главе).

При рассмотрении социологии в горизонтальном разрезе исследователи дифференцируют науку на большое количество отраслей. Известны три типологии отраслей социологии:

1) по субъектам социальной жизни (социология личности, семьи, поселений и т. д.);

2) по сферам социальной жизни (социология труда, управления, общественного мнения, науки, образования и т. д.);

3) отрасли межнаучного характера, с общей проблематикой с другими науками (экономическая, политическая социология).

Касаясь проблемы соотношения теоретического и эмпирического уровней в социологическом знании, следует подчеркнуть, что социология представляет органическое сочетание теоретических и эмпирических (конкретных) методов. Невозможно пренебрегать теоретической составляющей. Лишь теоретическая модель способна логически объединить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом.

Однако преуменьшать роль эмпирического в социологии также не следует. Специфика социологии, ее отличие от других общественных наук (прежде всего от социальной философии) обусловлено наличием именно эмпирического уровня. Наверное, есть основания утверждать, что любое теоретическое положение социология пытается подтвердить (или опровергнуть) с помощью конкретных цифр и фактов. Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками: является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация; отражает объективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Социологическая информация, несомненно, относится к научной информации. Уточним, что, говоря «социологическая информация», мы имеем ввиду информацию, сформированную в соответствии с требованиями социологической науки, обладающую качеством в «социологическом смысле».

Необходимо различать две разновидности социологической информации в зависимости от уровня обобщения, на котором они функционируют: концептуально-теоретическую информацию и инструментальную информацию. Тип концептуально-теоретической социологической информации включает знания и сведения в формулировках научных теорий и законов и соответствует теоретическому уровню в структуре социологического знания. Тип инструментальной социологической информации включает результаты прикладных социологических исследований в виде знаний и сведений в формулировках описания фактов и соответствует эмпирическому уровню социологического знания. Типы социологической информации находятся в сложном взаимодействии, обусловленном взаимодействием теоретического и эмпирического уровня в социологии. Инструментальная информация содержит описание и объяснение многообразных конкретных проявлений общих закономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально-теоретическая информация определяет логику и схемы, в соответствии с которыми формируются массивы инструментальной информации. Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), которое призвано обеспечить фактическую базу, основу теоретического поиска.

2. Виды социальной мобильности.

Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.

Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре общества и происходит помимо воли отдельных индивидов.

Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные и неглавные.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Вертикальная социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанция мобильности и объем мобильности.

Дистанция мобильности — количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемами мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по всему населению — относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам.

Групповая мобильность наблюдается там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Причинами групповой мобильности чаще всего выступают следующие факторы:

• социальные революции,

• иностранные интервенции, нашествия,

• гражданские войны,

• военные перевороты,

• смена политических режимов,

• замена старой конституции новой,

• крестьянские восстания,

• междоусобная борьба аристократических родов,

• создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

На социальную мобильность наибольшее влияние оказывают не профессия и образование родителей, а собственные достижения в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед.

Средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Факторы восходящей индивидуальной мобильности, т. е. причины, позволяющие одному человеку достичь больших успехов, чем другому:

• социальный статус семьи,

• уровень полученного образования,

• национальность,

• физические и умственные способности, внешние данные,

• полученное воспитание,

• место жительства,

• выгодный брак.

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Часто женщины повышают свой социальный статус благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину».

В индустриальном обществе мобильность определяется структурой народного хозяйства. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым свойственна профессиональная, взрослым — экономическая, пожилым — политическая мобильность.

Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Каналы вертикальной мобильности.

Между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

В качестве каналов социальной мобильности используются социальные институты.

Армия функционирует в качестве канала особенно эффективно в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящей мобильности церковь была каналом и нисходящей. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.

Институт образования, какую бы конкретную форму он ни приобретал, во все века служил мощным каналом социальной мобильности.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В античности по римским законам свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью).

В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано множество вакансий. Места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В процессе социальной мобильности в обществе неизбежно формируются особые страты людей, которые утрачивают важные социальные статусы и роли и какое-то время не приобретают адекватные им статусы и роли.

Такие социальные страты ученые называют маргиналами.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур, в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть

этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

социомаргиналы, например, группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения;

возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

политичеcкие маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа — так называемые «новые безработные»;

религиозные маргиналы — стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними;

криминальные маргиналы, а также те, чей статус в социальной структуре не определен.

«Люмпенами» называются все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие).

Люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

3. Основатели социологической науки.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.


О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
     Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
      Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например, в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс, как экономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
     Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
     Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих - пролетариат, которому терять нечего, кроме "собственных цепей", и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
     Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а то и открыто тоталитарный характер.
     Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.
     Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию.
     Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
     Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.
      Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин "аномия".
     Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе - важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.

4. Основные стратификационные теории и критерии стратификации.

Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю. Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;

2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для доста-

точно полного описания каждого слоя.

П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [5]. Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

·         низшие слои всегда намного шире высших,

·         количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

·         толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница