Социокультурный анализ политико-правового пространства



страница1/11
Дата05.06.2018
Размер0.85 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

(О подходе к общественным явлениям

в плане преподавания политико-правовых дисциплин)1
Настоящее исследование осуществляется в рамках теоретической и методологической разработки концептуальной схемы систематического учебника “Социокультурные институты (Основные представления о современном обществе и государственности)”. Актуальность его появления во многом объясняется создавшейся ситуацией, когда картина общества, основанная на марксистской методологии классового подхода, была отодвинута в сторону исходя из чисто политической (а не содержательно-теоретической) критики, и взамен не предложено ничего, кроме заимствований и эклектики.

Авторские подходы к теме обозначаются началом 90-х годов – с момента выхода в свет брошюры для студентов Высшей школы права “Адилет” в Алматы, где с 1992 г. началась подготовка юристов для сферы экономики. В числе многих других специалистов мы приняли тот непреложный факт, что уже первые этапы новой хозяйственной практики показали: в условиях переходного периода правовые основы экономической деятельности существенно зависят от особенностей политики и культуры общества, в котором выпускникам предстоит применять полученные знания. Позднее, концентрируясь на общекультурных основаниях правовой сферы, мы развили свои представления в другой работе, специально посвященной феномену правовой культуры2. Параллельно разработанные для этой цели положения о правовых и социокультурных институтах были связаны с проблематикой правового государства, конституционной власти и устойчивости разделенного общества. Однако другой стороне проблемы – связи сферы права с фокусом “политического” – оставалось ждать своего часа.

Очередной творческий импульс наши исследования получили с открытием в Высшей школе культурологии Московского государственного университета культуры новой специализации “Социокультурная политика”. Будучи спроектирована как “прикладная версия” курса культурологии, данная специализация ориентирует студентов на применение инструментария культурологического подхода в сферах государственного управления и политики.

Необходимость построения столь нетривиального сочетания гуманитарных по своему происхождению знаний и жесткой “социотехнической” области их приложения вызвала ряд естественных эпистемологических и методологических вопросов: в чем же, собственно, состоит предмет деятельности политика (или управленца), наделяемый непонятным предикатом “социокультурный”, какой подход соответствует комплексному преподаванию необходимых в данном случае дисциплин (культурологических, политологических, государствоведческих, правовых и т.п.)?

В результате произошедшего поворота событий наши исследования в области проблем становления гражданского общества и государственности, правовой культуры, конституционной власти и разделенного общества продолжились уже в новом контексте изучения институтов права, государственной власти и гражданского общества в рамках политики, и, наоборот, политики в рамках ограничений, налагаемых этими институтами.

Соответствующую область мы называем политико-правовым пространством, а описывающие ее дисциплины – политико-правовыми. Говоря об этих дисциплинах, мы имеем в виду особый способ концентрирования и переориентации внимания все тех же политологических, правовых, культурологических и т.п. дисциплин применительно к комплексной проблеме изучения политико-правового пространства. То есть вопрос приобретает методологический характер выработки подхода, позволяющего изучать соответствующие явления комплексно, “состыковывать” (в том числе и в процессе преподавания) знания, взятые из различных дисциплин с помощью неодинакового инструментария и представляющие разнообразные точки зрения. Подобная задача чрезвычайно объемна и требует, с одной стороны, ряда социально-философских разработок по выяснению границ и современного содержания “политического”4, а с другой, – обстоятельного методологического исследования инструментария тех дисциплин, которые имеют значение в изучении общественно-политических явлений.

Исходя из задач обеспечения процесса образования, мы попытались изложить основные представления (базовые схемы) того подхода к общественным явлениям, на котором может строиться систематическое преподавание политико-правовых дисциплин, отвечающее духу времени.

Мы выражаем признательность своим коллегам из Высшей школы культурологии Б.В.Сазонову, С.И.Котельникову, В.И.Малкину, в плодотворных дискуссиях с которыми выкристаллизовывался наш подход к проблеме в целом, а также В.В.Никитаеву, Я.Ш.Паппе, М.В.Рацу, В.М.Розину, А.В.Савинову, А.Г.Шейкину, обсуждавшими с нами различные аспекты данного исследования и внесшими ряд ценных замечаний. Особую благодарность хотелось бы выразить С.В.Попову, обратившему еще в 1990 г. наше внимание на растущую актуальность проблем институционализации власти и взаимосвязи институциональных форм организации социальной жизни с мышлением и знанием.




Каталог: upload -> images
images -> Урок по изучению творчества Е. И. Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве»
images -> Программа Семейное воспитание в условиях детского дома как средство успешной социализации
images -> Рабочая программа «От рождения до школы»
images -> Межведомственная комиссия совета безопасности республики татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту
images -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
images -> Концепция профилактики вич/спида в образовательной среде


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница