Социокультурные трансформации и монументальное



Скачать 64.25 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата24.05.2018
Размер64.25 Kb.
  1   2   3   4   5


УДК 7.011.3 + ЕЮ. Лекус
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО: КАК УВЕКОВЕЧИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ
В статье дается социокультурный анализ проблемы трансформаций в обществе и культуре, а также противоречий, возникающих на исторических изломах развития;
рассматриваются особенности выражения этих преобразований средствами художественной культуры на примере монументального искусства (скульптуры).
К л ю ч е вы е слова социокультурные трансформации, противоречия, сущностные характеристики, идеология, монументальная скульптура.
Культура, выполняя основополагающую функцию в общественной системе и являясь неизменной и незаменимой ее составляющей, в процессе развития характеризуется изменениями на разных уровнях своего бытия онтологическом, феноменологическом, социальном, духовном, материальном и др.
Все эти смены культурных форм — изменения, трансформации, переходные процессы, преобразования и др. — ставят исследователей перед проблемой выявления и осмысления закономерностей культурного генезиса, диалектическая природа которого проявляется в способности сохранения целостности в процессе развития культуры и обеспечении преемственности культурных ценностей при одновременной открытости для новаторских идей.
Социокультурные трансформации, будучи закономерным для общественного развития явлением, представляют собой нелинейно происходящие враз- ных областях человеческой жизнедеятельности процессы, которые нередко влекут за собой кардинальное переустройство всей системы ценностей и идеалов, господствующих в обществе в конкретный исторический период. Сколь бы ни была общезначима, плодотворна обретенная в истории культурная
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЛЕКУС Елена Юрьевна — аспирант кафедры философии, культурологии политологии Московского гуманитарного университета (e-mail: lekus_elena@mail.ru).
© Лекус ЕЮ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
форма, сколь долго ни подчиняла бы себе действительность, рано или поздно ей приходит конец. Рассыпаются основополагающие коды любой культуры,
управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее ценностями, иерархиями ее практик, — пишет О. А. Кривцун [3, 191].
Из-за чего это происходит В чем кроется причина устаревания устойчивых, долгое время казавшихся незыблемыми культурных образований Что или кто инициирует эти изменения и отвечает за их последствия Существует ли возможность с какой-либо степенью вероятности прогнозировать эти трансформации, а также их результаты И, наконец, какую роль в этом играют разные формы культуры?
Для начала кратко определим границы понятия социокультурная трансформация это процесс, который характеризует качественные преобразования системы ценностей, моделей поведения, устройства социальных институтов. Иными словами, социокультурные трансформации — это то,
что сопровождает переход от одного состояния социокультурной системы к другому (или от одной системы к другой, и одновременно то, что инициирует этот переход, являясь его прямыми или опосредованными предпосыл- ками.
Например, предпосылками перехода от революционно романтизированной культуры в СССР в х гг. к тотально идеологизированной культуре сталинской эпохи стали такие социокультурные трансформации, как бюрократизация всех общественных и культурных институтов и — как следствие этого — отчуждение широких народных масс от социального творчества выстраивание жесткой вертикали власти и формирование культа личности Сталина идеологизированный контроль над всеми сферами общественной жизни, включая культуру, и др.
Возникновение социокультурных трансформаций (впрочем, как и вызываемых ими последствий, в свою очередь, также обусловлено множеством факторов, среди которых одним из важнейших являются противоречия в общественной системе ив ее различных социальных институтах. «...появление
“противоречия” — это сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования (осмысливания) предмета, в выражении которого это противоречие возникло — пишет ЭВ. Ильенков [1, Причины, порождающие эти противоречия, исследователи объясняют по- разному это и несовпадение различных ценностных установок и интересов, и невозможность согласования разных точек зрения на общественное, политическое или экономическое развитие, и борьба за сферы влияния между господствующей силой и оппозицией, и многое другое Размышляя над природой противоречий и их ролью в развитии мышления и действительности,
Э. В. Ильенков приходит к выводу, что независимо оттого, как понимать действительность, лежащую вне нашего сознания, она так или иначе все равно выразится как соединение двух противоположно- противоречащих определений одной и той же вещи, субстанции, одного итого субъекта [1, 117].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница