Социокультурные традиции россии и философия хозяйства



Скачать 363.12 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата17.02.2018
Размер363.12 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


26
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ
И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

Глобальные трансформации современной цивилизации побуждают вновь обратиться к проблеме цивилизационной принадлежности
России, к основным социокультурным фактором, сформировавшим характерные особенности российского общества, его философию хозяйства и хозяйственно-экономическую культуру, а они, в свою очередь, во многом детерминируют выбор модели социально-экономического развития. Исторический опыт показывает, что выбор модели диктуется целым комплексом религиозных, этических, этнических, геополитических факторов, следовательно, поиск нужно вести не в русле абстрактных дискуссий, а на пути выявления специфических особенностей российского общества, его экономики и духовной культуры, нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. Нет чисто экономических проблем, экономика всегда погружена в культуру.
Россия – самобытный тип цивилизации, рассмотрение которой целесообразно начать с ценностно-религиозных установок общества. Особую роль при таком подходе справедливо отводят православию, что имеет под собой целый ряд исторических оправданий из 708 дошедших до нас рукописей ХI–ХIV вв. только 20 были светского содержания. По мнению социолога ПА. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Православие в течение многих веков истории российского общества играло роль гораздо более значительную, чем любая иная конфессия.
Принятие православия и распространение на Руси соответствующих идей создавали прочную опору для наращивания культурного потенциала в противостоянии варварству и невежеству. Значение православия в становлении культуры России невозможно переоценить. Если мы, русские, неокончательно варвары и скифы, – писал русский философ НА. Бердяев, – то потому лишь, что через Православную Церковь, через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры. Итак, духовной основой России было православное христианство. Рациональность в православии имеет
вторично-вспомогательный характер, выступает как вынужденное
средство толкования христианских истин и свободного, особого бого-

Статья дается в авторской редакции.
1
Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства // Бердяев Н. Соч.: Вт. М,
1994. Т. 1. С. 528–529.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница