Социокультурные особенности интеграции трудовых мигрантов в современном российском обществе



Скачать 110.84 Kb.
страница1/2
Дата09.07.2018
Размер110.84 Kb.
  1   2


Социокультурные особенности интеграции трудовых мигрантов в современном российском обществе
Дадабаева З.А. д.полит.н. в.н.с. ИЭ РАН
Уже двадцать лет развиваются новые независимые государства, появившиеся в результате распада единого государства - СССР. За это время страны прошли сложный путь формирования государственной системы и становления национальных экономик в новых условиях. Общая ситуация политического и экономического хаоса 90-х годов сменилась относительно устойчивыми политическими режимами и рыночными экономиками разной степени развития. Существенную роль при этом играли миграционные и демографические процессы.

Изменения демографического характера в СНГ за счет продолжающегося ускоренными темпами роста населения в Центральной Азии и падения рождаемости в России радикально преобразовали численность населения и оказали воздействие на его состав и распределение не только в региональном масштабе.

Как известно, уровень и качество занятости населения являются одними из важнейших социальных факторов, оказывающих влияние на развитие межхозяйственных связей, на уровень темпов развития экономики и масштабы интеграционных процессов.

Диспропорциональное размещение населения внутри региона и на пространстве СНГ предполагает уменьшение демографического давления за счет перераспределения трудовых ресурсов с учетом интересов, заинтересованных стран с убыточным населением и стран со значительным его ростом.

Структурная перестройка экономики, финансовая нестабильность, трансформация государственного сектора — все эти факторы определяют ситуацию на национальных рынках труда стран Центральной Азии в последнее двадцатилетие. До обретения независимости рынок труда гарантировал всеобщую занятость и поэтому отличался низкой производительностью и слабой мобильностью людей. С переходом к рыночной экономике и созданием нового законодательства характер рынка труда сильно изменился.

Проводимые в ходе модернизации общества экономические реформы, выявили общие закономерности в социально-трудовой сфере, характерные для стран региона: сокращение в ряде стран численности занятого населения, перераспределение работающих по формам собственности, увеличение числа безработных, неполная занятость, падение уровня жизни значительной части населения, усиление социальной напряженности на контролируемом рынке труда.

Однако отмеченные закономерности развивались неравномерно. Так, в 90-е годы трудовая занятость населения в Узбекистане и Туркменистане выросла за счет проведения умеренных экономических реформ, роста добычи газа и нефти, приоритетного развития перерабатывающих отраслей, в частности лёгкой и пищевой промышленности, за счет активного привлечения иностранного капитала и создания на этой основе совместных предприятий, правда, происходило это при авторитарном режиме правления.

Для Казахстана был характерен стремительный скачок экономических реформ, который привёл к формированию динамично развивающейся рыночной экономики. В силу этого он стал ещё одним центром миграционного обмена в СНГ. В стране существуют те же проблемы в миграционной сфере, что и в России и в Белоруссии. Наряду с 25 тыс. легальных мигрантов в стране находится 400-450 тыс. чел. нелегалов. После проведенной в 2006 г. акции по легализации незаконных мигрантов более чем 160 иностранцев получили право на работу в Казахстане. Около 70% мигрантов по контракту были заняты в строительстве, 14% в сельском хозяйстве.

В Кыргызстане и Таджикистане занятость населения сократилась. Прямое воздействие на эту ситуацию оказала миграция квалифицированных рабочих и специалистов. Изменения в структуре занятости произошли также в процессе разгосударствления экономики.

Сильнее всего удельный вес работающих в промышленности уменьшился в тех странах, где он и раньше был невысоким. Снизилась занятость в индустриальных отраслях и увеличилась в сфере услуг. Это снижение вызвано нарушением прежних хозяйственных связей между странами региона, развалом промышленных предприятий и сокращением производства на крупных предприятиях, миграцией квалифицированных кадров и специалистов, переходом части из них в сферу услуг, малое предпринимательство, челночный бизнес и уличную торговлю. Такие значительные сдвиги в распределении работающих, увеличение негосударственных форм занятости привели к появлению конкуренции на рынке труда. Неравномерные процессы приватизации, недостаточный приток инвестиций в промышленность привели к снижению занятости в индустриальных отраслях.

Несмотря на некоторый спад, численность населения СНГ в первом полугодии 2010 г. достигла 273 млн. чел. Из них доля России составляет 141,9 млн. чел.1 По прогнозам ООН на 2020 г. численность населения СНГ может составить 288 млн. чел., в том числе Центральная Азия - 87,1 млн.чел. против 72,7 млн. в 2001 г., а удельный вес увеличится с 25,7 до 30,2%2. Уже сейчас большая часть населения земли живёт по принципу родина там, где есть работа.

Значительные демографические и трудовые ресурсы в странах СНГ предполагают активный миграционный обмен, создают почву для устойчивого перемещения граждан в общем социокультурном пространстве, базирующемся на общей истории, сложившихся культурных связях народов, общности советских традиций, отсутствии языковых барьеров в общении, наличии пока ещё общего языка межнационального общения (имеется в виду русский язык).

Быстрый темп роста населения в большей мере ускоряет, прежде всего, процесс распространения бедности в центрально-азиатском регионе. Более того, стремительный прирост населения в относительно бедных странах рассматривается специалистами как, условно говоря, «проедание» экономического роста, снижение потенциального уровня жизни.

Данные ООН определяют численность иностранной рабочей силы в РФ в 2007 г.-12,7 млн. чел., это 6,7% от общего числа трудовой миграции в мире. Данный показатель выше только у США (20,2%). По прогнозам Всемирного банка, к 2050 г., чтобы компенсировать убыль трудовых ресурсов, стране ради экономического роста придется каждый год привлекать 0,5-1 млн. мигрантов.3 Количество стран, где национальный доход более чем на треть состоит из денег, присылаемых мигрантами, будет только расти. В их число входят Армения, Сербия, Черногория, Молдавия, Грузия, Узбекистан, Филиппины, Таджикистан (всего 31 страна).4

По оценкам специалистов: «ежегодный ущерб, который несет Россия от утечки "черного нала" нелегалов, их депортации и криминала, связанного с мигрантами, по данным ФМС, достигает 200 млрд. руб» 5.

Одним из важнейших составных факторов интеграции является миграционный межгосударственный обмен. Увеличиваются шансы государств к объединению за счет социокультурного, квалификационного научно-образовательного обмена. Но в СНГ он характеризуется неравномерностью экономического развития, слабостью экономических реформ, политической нестабильностью, высокими темпами роста населения. В Молдове, Украине, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане он привел к ситуации, когда основное трудоспособное население оказалось включенным в процесс легальной, а чаще нелегальной трудовой миграции на постсоветском пространстве.

С середины 90-х годов прошлого века в поисках работы и заработка население центрально-азиатского региона мигрирует в другие страны, основные потоки направлены в Российскую Федерацию. Такая внешняя миграция является способом снижения безработицы в регионе и сокращением дефицита платёжных балансов за счет поступления денежных переводов. “По примерным оценкам, из России ежегодно вывозится до 15 млрд. При абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млрд. налоговых отчислений для российской экономики”. 6 При этом можно сказать, что в настоящее время трудовая миграция стала не только средством выживания населения, но и механизмом экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Это привело к увеличению рисков общей конфронтации между государствами, ухудшению положения на рынке труда, проблемам в области здравоохранения, образования и коммуникативной среде.

Россия столкнулась с миграционными потоками в условиях, когда её политическая и экономическая основы были в кризисном состоянии. Миграция изменила жизнь не только в регионах, она повлияла и на людей, вовлеченных в процессы перемещения.

В связи с этим возникает потребность рассмотреть взаимосвязь процессов интеграции мигрантов и принимающей среды, условия приспособления и факторы, определяющие ход адаптации, проблемы толерантности и конфликтогенности, степень и время приспособления в различных ситуациях.

Острые проблемы социокультурной адаптации трудовых мигрантов в России - это медицинское обслуживание трудовых мигрантов, усиление проблем в жилищной сфере, транспортной системе, перегрузка социально-культурной инфраструктуры, в частности, в общеобразовательных школах.

На уровне межгосударственных объединений, существующих на постсоветском пространстве, принимаются различные программы по интеграции трудовых мигрантов, но степень их эффективности крайне низка и не способствует снижению антимиграционных настроений. При этом трудно однозначно определить факторы, вызывающие негатив со стороны принимающего населения. На первый план, на наш взгляд, выходит проблема не только подготовки иностранных граждан к новым условиям, но и определение уровня готовности российского общества к восприятию мигрантов с другой культурной составляющей.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница