Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях в малом сельском социуме



страница1/10
Дата09.07.2018
Размер0.66 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского II »

Кафедра воспитания и дополнительного образования


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях в малом сельском социуме

«К защите допускается»

Зав.кафедрой управления и воспитания

________________ Никифорова Е.С.

(подпись)

________________

(дата)

Выполнила:



Черноградская Е. В.

Слушатель курсов профессиональной

переподготовки по специальности: 031300 «Социальный педагог»

Научный руководитель: Корякина Н.А

к.н.п. доцент

Якутск-2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы семейного устройства……………

    1. Становление и развитие института опеки и попечительства


1.2.Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей……..

1.3. Воспитание детей в приемных семьях и особенности педагогической поддержки этого процесса

Глава 2. Социализация детей, воспитывающихся в приёмных семьях в малом сельском социуме (на примере с. Хоточчу Хангаласского улуса)

2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы

2.2. Формирующий этап

2.3. Заключительный этап:

Заключение

Литература…………….

Приложения………..


Введение
Сиротство остается одной из сложнейших общемировых социальных и научных проблем. «Поддержка семьи - это сегодня главный приоритет государственной политики, ребенок имеет право и должен расти и воспитываться в семье. Никакой, даже самый лучший детский дом, не сможет заменить семью, и эта семья должна быть благополучной», - подчеркнул Павел Астахов. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, заложенные в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, утвердив Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье. Именно семья признается во всех странах естественной и наиболее благоприятной средой защиты, развития и воспитания ребенка. При нарушении развивающей среды биологической семьи ребенок на защиту и воспитание в семье замещающей. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Пути социализации, вхождения таких детей в полноценную жизнь нелегки и весьма противоречивы [15 С. 6].

В республике Саха (Якутия) на 1 января 2015 года в семьях воспитываются 4086 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90% детей от числа всех детей-сирот устроены в замещающие семьи: дети находятся под опекой или в приемной семье. В приемных семьях находятся 584 ребенка. Сегодня 10% детей находятся в детских домах, это более 400 детей. Сейчас в республике работают 9 детских домов и 2 коррекционных специализированных учреждения, где живут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

На 01.10.2015 г. приемных семей по РС (Я) всего 216. Самое большее количество приемных семей в Верхневилюйском улусе, где в 25 семьях воспитываются 49 детей, в Верхоянском улусе, где в 14 семьях - 38 приемных детей, в Вилюйском улусе, в 13 семьях всего воспитываются 35 приемных детей, в г. Ленск всего11 семей и 26 приемных детей, Намский - 11 семей, 33 приемных детей, Сунтарский, где в 14 семьях всего 22 приемных детей, в Усть-Майском улусе в 11 семьях - 15 приемных детей, в Хангаласском улусе в 12 семьях, 27 приемных детей и в г. Якутске – 22 семьи, где – 102 ребенка. Есть улусы, в которых нет ни одной приемной семьи (Алданский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский, Среднеколымский, Таттинский).



В отечественной науке долгое время не уделялось должного внимания изучению малых городов, населенных пунктов и их социально-психологической специфике, а известные на настоящий момент немногочисленные исследования касаются в большей степени географических, экономических или статистико-демографических вопросов.

И лишь в последние годы появилось несколько исследовательских трудов (авторами которых являются, как правило, работники управленческой, социальной и образовательной сфер, т.е. специалисты-практики, непосредственно участвующие в разрешении многочисленных проблем социального комплекса на местах) в которых, однако, не всегда усматривается опора на понимание самого малого населенного пункта как особой, уникальной, среды. Актуальна, и проблема функционирования сельской приёмной семьи. Данная проблема не вычленялась в комплексе проблемных вопросов семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Понятно, что в отличие от городской семьи сельская приёмная семья обделена многими из форм и методов профессиональной (юридической, социально-педагогической и психологической) подготовки.

Актуальность выбранной темы определяется, и еще тем незавидным положением в нашей стране, касающихся проблем в воспитании подрастающего поколения и сохранения малокомплектных школ, малых сел.



Объект исследования: социализация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях.

Предмет исследования: процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях в малом сельском социуме.

Цель исследования: разработать модель социального партнёрства единой воспитательно-образовательной среды для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях.

Гипотеза исследования успешная социализация детей-сирот будет эффективна, если объединить все субъекты социума в процесс формирования личности на основе социального партнерства.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:



        1. Изучить исторические аспекты развития института опеки и попечительства и семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

        2. Организация сотрудничества приемных семей в воспитании приемных детей.

        3. Содействие в получении консультационных и информационных услуг по психолого-педагогическому, образовательному, оздоровительному сопровождению приемных семей с учетом воспитательных возможностей сельского социума в социализации детей.

        4. Разработать модель социализации в сельском социуме детей, воспитывающихся в приемных семьях.

Методологическая основа исследования.

Педагогическая концепция Станислава Теофиловича Шацкого в конечном итоге ставила своей целью всестороннее и гармоничное развитие ребенка и реализовалось через совокупность идей и принципов: идея народности – принцип открытости, связи школы с жизнью, обучение народном языке; идея трудовой школы –связь обучения и воспитания с общественно полезным трудом, принцип опережения; идея педагогизации окружающей школы среды – принцип школоцентризма, сотрудничества; антропологический подход – принцип научности, эвалюционности, исследовательский и др. (2, с.137-145, 160-166).

Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - И.В. Дубровиной, С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной и др.

Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

Методологическую основу исследования также составляют нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области изучения семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и посвященные данной проблеме, работы отечественных исследователей.



Методы исследования.

На этапе теоретического исследования: изучение и анализ научной, методической литературы по теме исследования и нормативно - правовые документы; системный анализ основных понятий исследования.

На этапе экспериментальной работы: беседа, наблюдение, анкетирование; изучение воспитательных возможностей социума.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что разработанная модель социального партнерства приёмной семьи, школы, сельского социума будет интересна социальным педагогам, классным руководителям.

База исследования: Хоточчунская основная общеобразовательная школа, 3 приемные семьи и социум села Хоточчу Хангаласского улуса.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Каталог: uploads -> doc
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
doc -> Урокам литературы в 9 классе Серебренниковой И. В. 2014-2015 Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
doc -> Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению. «Когда ум с сердцем не в ладу» Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство»
doc -> «Философская суть современного педагогического образования»
doc -> А образ ангела (образ демона) 5 Б
doc -> Литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
doc -> …3 Глава I. Проблема стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы в современной психологии
doc -> Диссертация на соискание ученой степени
doc -> Тип шаблона
doc -> Программа составлена на основании фгос во направления


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница